Заболотная уходит из Мистецького Арсенала, на ее место назначена экс-замминистра культуры Островская-Люта

Конкурсная комиссия выбрала нового генерального директора Мистецького Арсенала вместо Натальи Заболотной — им стала Олеся Островская-Люта. Мнения экспертов о случившемся диаметрально противоположны. Одни радуются, ожидая нового витка развития. Другие уверены, что это хитрая победа чиновников, пожелавших заполучить лакомый кусок земли в центре столицы, что культурный Арсенал под угрозой исчезновения

Конкурсная комиссия объявила победителя конкурса на должность генерального директора государственного предприятия Мистецький Арсенал. Руководить музейным комплексом в ближайшие пять лет будет Олеся Островска-Люта. За ее кандидатуру проголосовали 5 членов комиссии, 4 были против.

В финальный этап вышли 5 кандидатов из семи, подавших заявки. Они представили стратегию развития на один год и на пять лет. Олеся Островская-Люта предложила превратить Мистецький Арсенал в креативный кластер, интегрировать все виды искусства, создать литературную, театральную, музыкальную, а также образовательную лаборатории.

Фото: со страницы FB Олеси Островской-Лютой

Олеся Островская-Люта по образованию культуролог, имеет опыт работ в благотворительном фонде "Відродження" , в Центр современного искусства , в Фонде Рената Ахметова "Развитие Украины".

После Майдана она работала в команде министра культуры Евгения Нищука его замом, а после назначения в Минкульт Вячеслава Кириленко уволилас и руководила Аналитическим центром в pro.mova.Так же она много работала как эксперт в платформе "Культура-2025".

Кандидатуру Островской-Лютой поддержали, кинематографист Иван Зосимов, директор Национального заповедника "Киево-Печерская Лавра" Любомир Михайлина, культуролог Анна Чмиль, а также председатель комиссии режиссер Богдан Струтинский и председатель правления благотворительного фонда "Украина 3000" Марина Антонова.

"Зеркало недели" сообща ет со ссылкой на свой источник, что председатель наблюдательного совета фонда "Украина 3000" Екатерина Ющенко через Антонову поддержала кандидатуру Островской-Лютой под давлением лиц, которых связывают с заместителем председателя "Блока Петра Порошенко" Игорем Кононенко.

Остальные четыре члена комиссии проголосовали "против". Журналист Лариса Мудрак, музейщик Владислав Пиоро, искусствоведы Ольга Говдя и Александр Федорук поддержали кандидатуру Натальи Заболотной, занимавшей должность руководителя Арсенала с мая 2010 года.

Фото со страницы в FB Натальи Заболотной

Последние несколько месяцев между командой Арсенала, возглавляемой Заболотной, и ДУС (Державне управління справами при Адміністрації президента) разгорелся конфликт. Сначала в ДУС завили, что не намерены продлевать с Натальей Заболотной контракт.

При этом решили не объяснять, чем их не устраивает менеджер, под руководством которого команда создала более 60 крупнейших культурных проектов, на которые пришли 3 миллиона человек, а кроме того удалось спасти от разрушения здание и сейчас выставочная площадь Мистецького Арсенала в зимнее время составляет 12 тыс. кв. м, а в летнее — 24 тыс. кв. м.

Следующим ходом ДУС стала попытка обойтись безо всяких конкурсов. Аргументировали свое решение тем, что якобы Мистецький Арсенал не является учреждением культуры, а следовательно, не подпадает под недавно принятый "Закон о культуре" с его требованием назначать руководство на конкурсной основе.

После сопротивления, оказанного общественностью, конкурс был объявлен. Таким образом, Мистецький Арсенал стал первым культурным учреждением, руководителя которого избирали конкурсным путем.

Еще перед конкурсом трудовой коллектив Арсенала сформулировал на странице SOS ARSENAL возможную негативную ситуацию: раздел территории и дальнейшую ее застройку коммерческими проектами (за музейным комплексом закреплен большой кусок земли, а Заболотная была против какой-либо застройки территории).

Антон Дробович, начальник службы стратегии музейного планирования и развития Мистецького Арсенала, выразил свои опасения в комментарии к посту Максима Яковера (руководителя ВДНХ).

Максим Яковер написал в Facebook: "Как горожанин хочу поблагодарить Наталию Заболотную, которая из руин вывела комплекс на высокий уровень и задала планку. Уверен, что коллектив примет нового руководителя хорошо, а благотворительный фонд будет и дальше работать на благо Арсенала.

Мистецький Арсенал имеет невероятный потенциал и уверен, что Олеся это лучшее, что могло случится на данном этапе, когда нужна новая актуальная глобальная концепция для комплекса и выход на следующий уровень. Это хороший сигнал для всей отрасли".

В комментарии к этому посту Антон Дробович предостерег: "Залишається лише сподіватися, що кристальну чесність не виживе ДУС, а потім не прикриє Арсенал. Всі в системі знають, чому ДУС побоюється чіпати ВДНГ. Якщо у пані Олесі не буде такого ж протекторату, то буде важко. Судячи по відгукам членів комісії, найближчими днями ми ще почуємо про "прозорий конкурс" і "неупереджений орган управління"…

Арсенал во многих аспектах уникальное место и очень сложный объект. Фанатичное желание ДУС убрать из него Наталью только лишь добавляет сомнений. Что ж, будем держать кулаки за Арсенал и надеяться, что всякие Технобуды, Миргородские, Иванущаки и прочие акциденции не навредят ему..."

Галерист и общественній активист Евгений Карась отметил, что Наталье Заболотной удалось создать "золотое время" Мистецького Арсенала: "Она могла сформировать и мобилизовать команды и на грани фола работать в экстремальных как сроках, так и экономических, и административных условиях. Создавать грандиозные проекты, в реальность осуществление которых сложно было поверить даже преданным членам команды. Но они все были реализованы!"

Оценивая менеджерские качества нового директора он заметил, что Олеся Островская-Люта "никогда не отличалась решимостью и динамикой. Всегда была приверженцем пассивного системного подхода в рамках сложившихся обстоятельств. Эта безопасная взвешенность чиновника привела к тому, что она окружала себя такими же "взвешенными" теоретиками, выходцами из фонда "Вiдродження", которые безошибочно научились жонглировать терминологией классического планирования 90-х годов 20-го столетия. И превращалось в "планирование планирования", растягивалось на года, так и не придя к более-менее соотносящегося с реальностью результату...".

Несмотря на это, галерист надеется, что новый руководитель Арсенала сумеет собрать "легендарную команду (именно команду, поскольку у Олеси нет своего созидательного масштабного опыта в экстремальных условиях, сократит время на планирование, приведя его к динамике 21-го века и более того, выведет Арсенал к новым невиданным доселе вершинам". По его мнению, харизма и масштаб Мистецького Арсенала и современные технологии это позволяют.