Знаменитый скрипач Гидон Кремер посвятил дрезденский концерт событиям в Украине

"Мы все причастны к происходящему ужасу, особенно когда игнорируем тех, кто страдает. На каждом лежит личная ответственность. И у каждого есть выбор — быть безразличным и молчащим или найти способ высказаться",— написал Кремер перед концертом

18 сентября в Дрездене выдающийся скрипач Гидон Кремер и руководимый ими камерный оркестр "Кремерата Балтика" дадут концерт, посвященный событиям в Украине. И кроме того, программа прервется дискуссией о ситуации в России. Почему он это делает, Крамер объяснил в открытом письме.

Гидон Кремер заменил давно намеченную программу концерта на новую в связи с событиям на Украине и России. Свое решение музыкант объяснил в специально написанном тексте, который в авторизованном переводе с английского предлагает Радио Свобода.

"К концерту "Моя Россия"

Я решил по целому ряду причин заменить запланированный нами спектакль-концерт "Все о Гидоне" в Земпер-опере, который должен был быть частью цикла моих концертов этого сезона в качестве "Капелле-виртуоза" в Дрезденской государственной капелле.

Во-первых, я не могу оставаться безразличным к драматическим событиям, связанным с Россией и Украиной, которые очень напоминают ситуацию в Европе накануне Второй мировой войны.

Во-вторых, хотя у меня нет ни малейшего намерения становиться политиком, — я чувствую себя обязанным, как артист, как музыкант, выражать свои переживания посредством музыки.

Будучи крайне обеспокоен степенью инертности, с которой реагируют на нынешние трагические события большинство людей, облеченных властью и влиянием, я должен сказать и о собственном чувстве беспомощности. Тем не менее, я слежу за событиями ежедневно, и мне все больше кажется, что тут действуют и "темные" силы.

Не знаю, что хуже — имперские амбиции политиков или тот факт, что большинство людей в сегодняшней России склонны пассивно относиться к промыванию мозгов и поддаются манипуляции СМИ?

В то же время — не подвергаются ли искренние устремления идеалистов-украинцев влиянию тех кругов, для кого политические и финансовые маневры важнее истины?

Не правда ли и то, что у народов Запада прагматические и защитные механизмы свелись к жестким словам и гипотетическим действиям при продолжающейся "игре в шахматы с тигром"? В попытке найти компромисс они, пользуясь "красивыми словами", руководствуются в первую очередь экономическими соображениями и концентрируются на своих эгоистических интересах.

Позвольте же мне и руководимому мною коллективу "Кремерата Балтика" "говорить" Музыкой. Это единственный язык, который я хоть в какой-то степени понимаю. Когда я выбирал программу для концерта, я остановился на произведениях, посвященных нам и мне моими близкими друзьями — современными российскими композиторами Софьей Губайдулиной, Леонидом Десятниковым и Александром Раскатовым. Еще одно произведение в нашей программе — Вторая камерная симфония Мечислава Вайнберга — выдающегося автора, чьи работы до сих пор недооценены в мире и даже, как ни странно, в России. Мечислав Вайнберг достоин, подобно своим "предшественникам" (будь то Чайковский, Мусоргский, Стравинский и Прокофьев), стать еще одним русским "классикoм". Его огромное и бесценное наследство еще предстоит открыть. Как это присуще всем Великим, чьи звуки основаны на глубоких эмоциях и "пережитом", Вайнберг, подобно своему близкому другу и выдающемуся композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, своими партитурами "пробуждает" всех, кому дорог поиск извечных человеческих ценностей. Наш концерт в Дрездене, кстати, состоится накануне уже традиционных "Дней Шостаковича в Горише (Германия)", в которых наш оркестр также примет участие.

Вся исполняемая в Дрездене в этом особом концерте музыка принадлежит тому, что я могу назвать — будучи по крови латышом/немцем/шведом/евреем, но говорящим по-русски большую часть своей жизни — "моей Россией", принадлежит той культурной традиции в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которая всегда сопровождает меня с тех лет, когда я был студентом великого Давида Ойстраха в стенах Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского.

Для меня очевидно, что никакое выступление не может быть воспринято, если артисты позволят себе играть фальшиво или мимо текста. Наша профессиональная обязанность — стремиться через музыку к лучшему миру, расширять горизонты воображения слушателей и хранить идеалы и простоту. Я знаю — современный мир искусства полон "звезд", главный мотив которых — слава и успех. Но все же давайте придерживаться иных ценностей и будем считать себя на службе у партитур и вечности.

Контраст сегодняшнего дня: мы являемся свидетелями громогласных речей и режущих слух звуков политики. Хочется признаться: они меня отталкивают. "Оркестровка" этого враждебного диалога противоположных сторон — суть ложь и манипуляции, материальные и политические интересы, одним словом — борьба за влияние. Печально, что и некоторые известнейшие артисты принимают участие в этих "играх".

Мне не понять тех моих коллег, кто поддерживает сильных мира сего, становясь их "союзниками". Они (не буду упоминать имен) называют это "патриотизмом". Безусловно, как частные лица они имеют право делать свой выбор. Но как артисты — не должны ли они, распространяя позитивную энергию, отстаивать прежде всего правду?

Для меня подлинная преданность стране или слушателям в том, чтобы служить духовным ценностям и не становиться "куклами" тех политиков, которые, делая громкие и ложные заявления, излагают могущественные доктрины, но при этом совершенно безразличны к человеческим страданиям и трагедиям. Лелея культурные традиции российского прошлого, я хочу напомнить нашей аудитории о других ценностях, ассоциируемых с Россией.

Мы не должны игнорировать то, что — когда голоса и слова решающих судьбы других людей звучат на языке террора и убийств — гуманистические ценности оказываются в опасности. В явном контрасте с ними музыка и искусство обладают возможностью распространять доброту и понимание. И в свете нынешней ситуации становится все большей необходимостью сосредоточиться именно на этих ценностях.

Я знаю, что наш концерт не изменит мировой порядок и вряд ли будет услышан воюющими и переговаривающимися сторонами. И все же я чувствую необходимость выразить свою тревогу и беспокойство за тех, кто находится в нужде, не важно, где они — на Украине или в России.

Убийцы и лжецы должны быть рано или поздно разоблачены и осуждены. Но нет никакой надежды на то, что мы когда-либо достигнем лучшего мира, если попросту будем обвинять друг друга, искать комфорта и дистанции от конфликтов целых наций.

Вольно или невольно, мы ВСЕ причастны к происходящему ужасу, особенно когда игнорируем тех, кто страдает. На каждом лежит личная ответственность. И у каждого есть выбор — быть БЕЗРАЗЛИЧНЫМ и молчащим или найти способ высказаться.

Мы — артисты, люди культуры — должны оставаться миротворцами. Наше же единственное "оружие" — Музыка. Пусть она будет инструментом совести и самосознания. Я горжусь "Кремератой Балтика" — группой талантливых музыкантов из независимых стран Балтии, с которыми я много лет разделяю общие ценности. Я надеюсь, что найдутся те люди, на "радарах" которых наше послание будет замечено и которые почувствуют его позитивный импульс".

Программа концерта "Моя Россия", который сыграет 18 сентября в дрезденовской Земпер-опере скрипач Гидон Кремер и руководимый им камерный оркестр "Кремерата Балтика".

Она построена на теме, обыгрывающей звучащие по-английски похожие названия "Времена года" и "Русские сезоны" — The Seasons / Russian seasons.

И составлена из произведений Софьи Губайдулиной ("Рефлексии на тему B-A-C-H" — названия нот латинскими буквами образуют фамилию Бах) , Леонида Десятникова "Русские сезоны" (для скрипки и голоса с камерным оркестром, солисты Гидон Кремер и Олеся Петрова), Мечислава Вайнберга (вторая камерная симфония для струнных и ударных инструментов), и вариаций (дайджеста) композитора Александра Раскатова на темы фортепианного цикла "Времена года" Чайковского.