- Категория
- Life
- Дата публикации
Названы лучшие украинские фильмы 2011 года и последнего 20-летия
Чтобы оценить состояние украинского кинопроцесса и подвести итоги жизни независимого украинского кинематографа за 20 лет, Бюро Украинской киножурналистики и Союз кинематографистов Украины провели опрос, участниками которого стали около сотни киножурналистов из Киева, Днепропетровска, Одессы и других регионов Украины.
Респонденты выбирали лучшие произведения и киномастеров, а так же кинособытия. Кроме того, участники опроса отвечали и на вопросы, которые позволили выявить корпоративную ценностную шкалу, которой придерживается медиасообщество и которая формирует в обществе отношение к кинематографии.
Показательно, что пята часть опрошенных (19,6%) киножурналистов в течение года не посмотрели ни одного нового украинского фильма. 17,4% — посмотрели один украинский фильм. И лишь 10,9% — семь фильмов и более.
Оценка фильмов 2011 года
Всего киножурналисты назвали 37 украинских фильмов 2011 года. Из них 13 фильмов были упомянуты двумя и более респондентами, 21 лента — 1 респондентом, 3 фильма назвали, но не стали оценивать.
Ленты оценивались по шестибалльной шкале, где "6" — шедевр, "5" — замечательная работа, значительный багаж отечественного кино, "4" — хорошая работа, на уровне современных требований проката и зрителей, "3" — лента "так себе" , пусть будет "для галочки", "2" — плохая лента, бездарно потерянные деньги и время, "1" — позорное зрелище.
Фильм |
Упоминаний |
Средняя оценка |
|
1 |
"Кросс" (реж. Марина Врода) |
24 |
3,76 |
2 |
"В субботу" (реж. Александр Миндадзе) |
12 |
4,14 |
3 |
"ТойХтоПройшовКрізьВогонь" (реж. Михаил Ильенко) |
11 |
2,73 |
4 |
Rock'n'ball (реж. Дмитрий Приходько) |
9 |
3,17 |
5 |
"Земля забвения" (реж. Михаль Боганим) |
7 |
2,5 |
6 |
"Счастье мое" (реж. Сергей Лозница) |
5 |
4,1 |
7 |
"Бес Пор No" (реж. Александр Шапиро) |
5 |
3,4 |
8 |
"Мудаки. Арабески" (альманах) |
3 |
3,33 |
9 |
"Гамер" (реж. Олег Сенцов) |
3 |
3 |
10 |
"Вне игры" (реж. Наталия Пятигина) |
3 |
3 |
11 |
"Фактор Феллини" (реж. Мирослава Хорошун) |
3 |
2,67 |
12 |
"Влюбленные в Киев" (альманах) |
2 |
3,5 |
13 |
"Люблю и точка" (реж. Валерий Ямбурский) |
2 |
1,5 |
"6 баллов" поставили лишь 1 раз.
"5" — 20 раз.
"4" — 32 раза.
"3"- 33 раза.
"2" — 11 раз.
"1" — 7 раз.
Дополнительные замечания респондентов:
"В субботу" — замечательная работа, но не достижение украинского кино".
"Ленты, созданные в копродукции, я не оценивал, потому что считаю их все же российскими".
"Отдельно хотелось бы отметить [...] работы, снятые студентами-аниматорами, что в очередной раз свидетельствует о высоком уровне школы Евгения Сивоконя".
"Большой радости ни один из просмотренных фильмов, к сожалению, не принес".
"Оценок выставлять не буду [...], но "Кросс" точно не заслуживает свои Каннские лавры".
"В 2011 году ни одного нового украинского фильма, к сожалению, не видела. Ни кинотеатры, ни телевидение не занимаются желанием показывать отечественный кинопродукт".
Оценка участия Украины в совместном производстве кинофильмов
Заметной тенденцией последних лет стало участие украинской стороны в совместном кинопроизводстве.
Респонденты оценивают практику привлечения известных иностранных кинематографистов к созданию таких лент как "Счастье мое" Сергея Лозницы, "В субботу" Алексея Миндадзе, "Шантрапа" Отара Иоселиани, которые можно считать номинально украинское, следующим образом:
"Вполне положительно: это нормальная мировая практика".
"Это не имеет значения, чтобы появлялись талантливые фильмы".
"Не поддерживаю такую практику: это тормозит развитие национальной кинематографии и формирование творческих кадров собственного кино ".
"Иногда это оправдано: когда выдающиеся иностранные специалисты передают опыт украинским коллегам ".
"Одобрительно: хоть так наше кино сможет попасть на престижные МКФ".
"Одобрительно: ведь нет собственных хороших режиссеров".
Комментируя копродукцию, участники опроса отметили:
"Это нормальная практика, но недопустима для финансируемых государством лент. Государство обязано стимулировать появление собственных кадров и фильмов (кроме общих международных документальных проектов), в то время как "частный сектор" может заниматься подобным по своему усмотрению".
"Участие в копродукции — вполне нормальная практика, но 1. ни в коем случае деньги из госбюджета не должны расходоваться на финансирование зарубежных картин, 2. в случае копродукции в съемках обязательно должны быть задействованы украинские специалисты, или тема должна касаться украинских реалий.
"Это единственная возможность снимать кино в Украине, а не всякий мусор. Ведь в условиях разрушенной отечественной киношколы приглашены профессионалы могут не только научить наших горе кинематографистов профессии, но и способны сделать кино такого качества, что оно будет способно соревноваться в конкурсах крупных международных кинофестивалей. Примеры Миндадзе и Лозницы говорят сами за себя. Без них мы бы еще долго не попали в главные конкурсы Берлинале и Канн".
Лучшие отечественные фильмы 1992 — 2011 гг.
Определяя лучшие отечественные фильмы периода независимости, каждый респондент мог назвать три ленты, расположив их на первом, втором и третьем месте.
Всего было названо 40 лент. Из них 19 лет упомянули два и более человека.
Фильм |
Упоминаний |
|
1 |
"Настройщик" (реж. Кира Муратова) |
14 |
2 |
"Счастье мое" (реж. Сергей Лозница) |
12 |
3 |
"Райские птицы" (реж. Роман Балаян) |
8 |
4 |
"Молитва за гетмана Мазепу" (реж. Юрий Ильенко) |
7 |
5 |
"Три истории" (реж. Кира Муратова) |
7 |
6 |
"Мелодия для шарманки" (реж. Кира Муратова) |
6 |
7 |
"Фучжоу" (реж. Михаил Ильенко) |
6 |
8 |
"Энеида" (реж. Владимир Дахно) |
5 |
9 |
"Мамай" (реж. Олесь Санин) |
5 |
10 |
"Шел трамвай девятый номер" (реж. Степан Коваль) |
4 |
11 |
"У реки" (реж. Ева Нейман) |
4 |
12 |
"Второстепенные люди" (реж. Кира Муратова) |
3 |
13 |
"Путевые" (реж. Игорь Стрембицкий) |
3 |
14 |
"Las Meninas" (реж. Игорь Подольчак) |
3 |
15 |
"Гетманские клейноды" (реж. Леонид Осыка) |
3 |
16 |
"Голод-33" (реж. Олесь Янчук) |
3 |
17 |
"Цикута" (реж. Александр Шапиро) |
3 |
18 |
"Два в одном" (реж. Кира Муратова) |
2 |
19 |
"Назови свое имя" (реж. Сергей Буковский) |
2 |
Замечания респондентов:
"В годы независимости в Украине был уничтожен институт кинематографии как таковой, поэтому определять лучшие фильмы, лучших режиссеров, киноактеров, операторов и кинокритиков не является релевантным в этом контексте".
"Напрягаться в поиске лучших из худших — напрасное дело. Поэтому воздержусь от ответа".
Лучшие фильмы за всю историю украинского кино
Определяя лучшие фильмы за всю историю украинского кино, респонденты могли назвать три ленты, расположив их на первом, втором и третьем месте.
Всего киножурналисты назвали 29 лент. Из них 15 лент были упомянуты двумя и более респондентами.
Фильм |
Упоминаний |
||
1 |
"Тени забытых предков" (реж. Сергей Параджанов) |
30 |
|
2 |
"Земля" (реж. Александр Довженко) |
28 |
|
3 |
"Белая птица с черной отметиной" (реж. Юрий Ильенко) |
10 |
|
4 |
"Каменный крест" (реж. Леонид Осыка) |
7 |
|
5 |
"За двумя зайцами" (реж. Виктор Иванов) |
7 |
|
6 |
"В бой идут одни "старики" (реж. Леонид Быков) |
6 |
|
7 |
"Пропала грамота" (реж. Борис Ивченко) |
4 |
|
8 |
"Полеты во сне и наяву" (реж. Роман Балаян) |
4 |
|
9 |
"Вавилон ХХ" (реж. Иван Миколайчук) |
4 |
|
10 |
"Долгие проводы" (реж. Кира Муратова) |
3 |
|
11 |
"Арсенал" (реж. Александр Довженко) |
2 |
|
12 |
"Астенический синдром" (реж. Кира Муратова) |
2 |
|
13 |
"Украинская рапсодия" (реж. Сергей Параджанов) |
2 |
|
14 |
"Настройщик" (реж. Кира Муратова) |
2 |
|
15 |
"Молитва за гетмана Мазепу" (реж. Юрий Ильенко) |
2 |
Оценка главных кинособытий 2011 года в Украине
1. Введение в 2011 году налоговых и иных льгот для кино.
2. Золотая ветвь Каннского МКФ фильма "Кросс" Марины Вроды.
3. Успех фильма "Счастье мое" Сергея Лозницы на нескольких МКФ.
4. Беспрецедентно большое государственное финансирование кинематографии в 2011 году.
5. Проведение очередного МКФ "Молодость".
6. Проведение очередного Одесского МКФ.
7. Деятельность Государственного агентства по вопросам кино.
8. Исчезновение "языковых дискуссий" вокруг украинского проката.
9. Деятельность "Кинофундации" под руководством Андрея Халпахчи.
10. Участие фильма "В субботу" Алексея Миндадзе в конкурсе Берлинского МКФ.
11. Проведение очередного МКФ "DocuDays".
12. Международный успех украинского продюсера Алексея Роднянского с фильмом "Елена".
13. Проведение очередного МКФ "Крок".
14. Проведение очередного Киевского МКФ.
15. Крупный продюсерский успех телеканала "1 +1", который участвовал в создании фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой ".
Лидером по количеству упоминаний на первом месте рейтинга кинособытий-2011 стала победа фильма "Кросс" Марины Вроды в короткометражном конкурсе Каннского МКФ. На первое место рейтинга ее поставили 15 киножурналистов.
Комментарии респондентов :
К сожалению, все кинособытия из которых приходится выбирать в Украине, можно отнести к категории "лучше так, чем совсем никак".
"Если Александр Роднянский считается украинским продюсером? Тогда Сергей Маковецкий и Леонид Ярмольник является украинскими актерами, и полученные "Золотые глобусы" и оскаровские номинации ленты "Детки в порядке" тоже можно считать достижениями Украины! Но же это абсурд! Сколько можно приписывать себе чужие победы?"
"Мне кажется, что Вы перегибаете палку, говоря о беспрецедентно высоком финансирования нашего кино со стороны государства. Крупнейшее событие нашего кино — впереди, и им безусловно станет фильм, а не кинофестиваль — их у нас уже слишком".
"Беспрецедентно большое государственное финансирование кинематографии в 2011 году трудно оценивать, потому что финансирование только на бумаге, реальных результатов пока нет".
"Деятельность "Кинофундации" под руководством А. Халпахчи — на полном безденежье им удалось сделать кинофестиваль, это заслуживает уважения".
"Большой продюсерский успех телеканала "1 +1", который участвовал в создании фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой "- позор".
"Деятельность новосозданного Государственного агентства по вопросам кино — ниже плинтуса".
Сергей Васильев (мл.) и Александр Рутковский