Одесский кинофестиваль назвал победителей короткого метра и питчинга

Стали известны первые призеры ОМКФ-2015. Названы победители в национальном конкурсе короткого метра, а также лучший проект питчинга. Свой выбор призеров в украинском конкурсе обнародовали кинокритики
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На ОМКФ-2015 наступил финальный этап вручения наград. Сегодня вечером станут известны обладатели "Дюков" в главных номинациях — Международном и Национальном конкурсе. А вчера призы вручали украинскому короткому метру, а также лучших назвало жюри FIPRESCI (Международной федерации кинопрессы).

Первые призеры Национального конкурса ОМКФ — короткий метр

Лучшим короткометражным фильмом национальной конкурсной программы названа картина "Мужская работа" Марины Степанской.

Приз за лучшую актерскую работу в коротком метре достался творческому дуэту — Виктории Миронюк и Андрею Палатному, сыгравшим в фильме Екатерины Горностай "Поодаль". Победителям вручили денежные сертификаты на 25 тысяч гривень.

Специальным дипломом жюри отметило дебютную документальную работу Михаила Москаленко — фильм "Стена".

Подводя итоги национального конкурса короткого метра, все члены жюри отметили высокое качество конкурсных фильмов, все говорили об огромном потенциале авторов. И главное, чего желали и победителям, и их коллегам — молодым украинским кинематографистам, чтобы они имели возможность и дальше снимать, переходить от короткого метра к полному, удерживая такую же высокую планку качественных стандартов. Не лишнее пожелание, учитывая сегодняшние печальные реалии практически полного отсутствия госфинансирования украинского кино.

С призывом не оставлять усилий обратилась к своим молодым коллегам, сидящим в зале, обладательница "Дюка" режиссер Марина Степанская. "Делайте кино, это сильный инструмент",— сказала она.

Не благодаря, а вопреки. По такому принципу существует украинское кино сегодня. Режиссеры и продюсеры ищут возможность кооперации с кинематографистами Европы, меценатскую поддержку, вкладывают свои деньги. Благо, сейчас короткий метр можно ухитриться снять с небольшим бюджетом.

Что и подтверждают все 18 фильмов национального конкурса короткого метра.

Сейчас очень активно набирает силу объединение СУК (Современное Украинское Кино). Чуть ли не треть фильмов, что попали в программу короткого метра, представлены режиссерами, которые входят в это объединение, заметил Алик Шпилюк, программный консультант ОМКФ.

Программный директор Антельм Видо отметил, что большая часть фильмов короткого метра рассказывает о событиях прошлого и этого года — о Майдане и войне на Донбассе. "Но все фильмы так или иначе связаны не только с войной и революцией, но и с украинской историей, — отметил он. — Чувствуется, что у украинских режиссеров есть огромное желание понять и попытаться объяснить происходящее художественными способами. И это очень хорошо".

Что же до утверждения, что тема Майдана надоела в Европе, которое стало гулять по соцсетям благодаря российскому блогеру, поставившему в заголовок своего текста вырванную из контекста фразу, якобы сказанную украинским документалистом Сергеем Буковским на матер-классе в рамках ОМКФ, сами европейцы-члены жюри Национального конкурса такое утверждение опровергают.

Один из аргументов — не бывает надоевших тем. Бывает хорошее и плохое кино. Особенно это касается кино о войне. Тут нет середины. Либо фильм отличный, либо, если режиссер фальшивит, все очень плохо.

Организаторы недавней презентации украинского кино в Берлине также возразили по поводу надоевших европейцам украинских тем. По их словам, немецкие зрители как раз напротив, с большим интересом смотрели украинские документальные ленты, так как хотели понять, что происходит в Украине сейчас, а немецкие медиа дают об этом довольно скудную информацию.

Приз Film Industry Office — питчинг

Еще одним показателем ситуации "не благодаря, а вопреки" стал результат работы Film Industry Office. На этой секции были представлены около 20 украинских полнометражных кинопроектов.

Питчинг выиграл дебютный полный метр режиссера Максима Ксенды "Танк". Денежный приз победителю составил 50 тысяч гривень. Максим уже выигрывал на ОМКФ. В 2013 году в украинском конкурсе короткого метра "Дюка" получила его "Дорога".

Как признались члены комиссии, был еще один сильный претендент на победу — проект "Дневники войны". В основе этой сильной документальной ленты — смс погибших в АТО солдат.

Лучшие по версии кинокритиков

Лучшим фильмом Национальной конкурсной программы жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) считает документальную ленту известного польского документалиста Кшиштофа Копчински "Диббук. История странствующих душ". На ОМКФ состоялась украинская премьера этой ленты.

А перед этим фильм показали на документальном фестивале в Кракове, где он получил приз как лучший польский полнометражный документальный фильм.

Но по всем киношным стандартам он может считаться и украинским, так как в этом совместном польско-украинско-шведском проекте большая доля украинского участия в финансировании. Часть денег дало Госкино, часть студия кинохроники и студия "Магико фильм". "Кроме польского режиссера, вся остальная съемочная группа –– украинцы", — рассказал Алик Шпилюк, программный консультант ОМКФ.

Как он и прогнозировал — лента стала бомбой, вызвав горячие дискуссии зрителей.

История, рассказанная в фильме, касается конфликта в Умани между местными жителями и хасидами. Интересно, что события в фильме происходят за год до Майдана, отражая назревающую революцию. "Причем это очень любопытный взгляд со стороны, поскольку режиссер поляк. Но фильм на самом деле совершенно не о политическом конфликте, — комментирует Алик Шпилюк. — По большому счету, это фильм о столкновении культур. Хотя есть там и тема коррупции, с которой сейчас идет борьба. Очень актуальная лента. Но, прежде всего — это очень талантливое документальное кино".

Лучший короткометражный фильм по версии жюри FIPRESC — "Сын" Филиппа Сотниченко.

Награды Work in Progress

В рамках Work in Progress наградили фильм "Бранцы" режиссера Владимира Тихого, вручив сертификат на $3 тыс..

Обладатели главных наград ОМКФ-2015 — Гран-при за лучший фильм Международной конкурсной программы, призов за Лучший фильм, Лучшую режиссуру и Лучшую актерскую работу, а также "Золотого Дюка" за Лучший украинский полнометражный фильм — будут объявлены сегодня вечером на торжественной церемонии закрытия 6-го Одесского международного кинофестиваля.

Елена Гладских