Топ-менеджмент Одесского кинофестиваля о новых программах, бюджете и звездных гостях

Сегодня стартует Одесский кинофестиваль. Во сколько обошлось его проведение и кого из известных кинематографистов мира можно будет услышать на мастер-классах, рассказали генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич и программный директор Антельм Видо

В этом году открытие Одесского международного кинофестиваля возвращается в Оперный театр — радует, что традиции живы, что будет показ на Потемкинской лестнице, что прижился "Чилдренфест". Но много в программе и нового, чего на ОМФК раньше не было. Почему появились эти программы и чего ожидаете от них? Думаю, самое серьезное новаторство — конкурс европейских документальных фильмов...

Юлия Синькевич, генеральный продюсер ОМКФ: За эту новую конкурсную программу волнуемся, пожалуй, больше всего. Надеемся, что этот конкурс станет ежегодным. Мы готовились к его запуску три года. На фестивале и раньше показывали документальные фильмы, но в рамках спецпрограмм. А основной акцент все же был сделан на игровом кино. Сейчас документальное кино набирает все большую популярность в мире. Причем наблюдается такая интересная тенденция — его снимают на стыке с игровым.

Последние приготовления к открытию ОМКФ-2016. Фото с сайта segodnya.ua

Истории, рассказанные в тех лентах, что покажем в конкурсе, действительно захватывают дух. В Украине есть сильный фестиваль Docudays.UA, но он делает акцент на фильмах, посвященных правам человека, у нас — широкий спектр.

В конкурсе участвуют 12 фильмов. По географии решили ограничиться территорией Европы — странами, которые входят в Европейскую киноакадемию (в том числе Израиль и Турция).

Участвует в конкурсе и украинский фильм — "Холодный яр. Интро" режиссера Алины Горловой.

Генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич

В жюри известные в киномире люди. Рада Шешич из Нидерландов, программный консультант крупнейшего форума документального кино — Роттердамского кинофестиваля и отборщик фестиваля в Амстердаме. Пригласили оценить конкурсные ленты россиянку Марину Разбежкину, чья школа документального кино стала брендом, известным во всем мире и чьи ученики — почти все — побеждают международных фестивалях. От Украины в жюри будет Геннадий Кофман, продюсер и основатель успешного Docudays.UA.

А такое новшество, как программа "Сериалы!" на кинофестивале почему возникло?

Юлия Синькевич: Телесериалы — это абсолютный эксперимент для нас. Хотя на многих больших кинофестивалях последние годы освещается эта категория. Ведь в мире прослеживается четкая тенденция, когда знаменитые режиссеры снимают сериалы — Вуди Ален, Джим Джармуш, Мартин Скорсезе...

Сейчас нередко делают версию фильма для телевидения — мини-сериал, одна серия которого по продолжительности может быть такой же, как полнометражный фильм.

У нас будут премьерные показы — тизеры сериалов, которые еще только планируют к выходу, из разных стран мира: два из Бельгии, польская политическая драма "Пакт", криминальная драма "2015" копродукции Британия-Франция, украинская "Тройная защита" Анатолия Матешко и другие.

Формировали эту программу наши партнеры Media Resourses Managament с телеканалом "Украина".

Новая программа "Турецкий формат" — чья идея?

Юлия Синькевич: Это была инициатива Министерства культуры Турции, которая совпала с нашими желаниями. В Турции за последние годы появился очень интересный артхаусный кинематограф. Для меня это самой стало открытием несколько лет назад. Можно вспомнить, например, "Зимнюю Спячку", которая победила в Каннах три года назад. И в то же время там очень сильное коммерческое кино. Конечно, есть внутренние истории, связанные с цензурой, но тем не менее, турецкий зритель ходит на турецкие фильмы, что уже само собой о многом говорит.

Антельм Видо, программный директор: В Одессу приедет Махмет Джан Мертоглу, режиссер фильма "Альбом" , получившего приз Недели критики в Каннах — необычная для турецкого кино лента (молодая пара планирует альбом псевдобеременности перед тем как усыновить ребенка).

В турецкой программе покажем триллер "Плющ" (режиссер Толга Карачелик) — жесткий фильм, очень напряженная мужская история, действие которой происходит на корабле.

Возвращаясь к традиционным программам — чем интересен нынче международный конкурс?

Юлия Синькевич, генеральный продюсер ОМКФ: Очень сильные фильмы были поданы на конкурс, и было тяжело отобрать из них 12.

И, в принципе, в этом году на конкурс подали намного больше заявок, чем в прошлые годы. И намного было больше хороших фильмов. Хотелось взять больше фильмов, чем мы могли.

Среди фильмов международного конкурса — черно-белое кино " С любовью с Фукусимы", премьера которого состоялась на Берлинале. Режиссер ленты Дорис Дери уже второй раз со своим кино в конкурсе Одесского кинофестиваля.

Очень необычен польский фильм "Дочери дансинга", режиссер Агнешка Самочинска — это мюзикл о русалках и вампирах. Звучит совершенно сюрреалистично — так же и смотрится. Это что-то совсем свежее, там нарочито подчеркнуты нешаблонные моменты, даже есть элементы телесериальности — но это сделано специально.

И еще один британский фильм — "Тот, кто горит, горит, горит" (режиссер Чания Баттон). Это скорее road movie о друзьях, но мне очень импонирует такой кинематограф.

Участвует в конкурсе российская лента "Метаморфозы" (режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова). Показ в Одессе будет премьерой для этого фильма.

Что с украинским конкурсом — больше фильмов подано в этом году?

Юлия Синькевич: С украинским конкурсом пока сложно. Сложно выбрать 12 игровых полнометражных лент. Потому как и в прошлые годы, в нем участвуют и игровые, и документальные ленты.

Конечно, хотелось бы, чтобы мы смогли представить больше полного метра в национальном конкурсе. Но в этом году дают о себе знать два последних года, когда съемки многих лент, на которые Госкино выделило средства, были заморожены из-за приостановки финансирования.

А короткий метр радует. Во-первых, больше заявок было подано, фильмы качественнее и темы разнообразнее: есть и комедии, и драмы, и видео-арт. Так что мы больше взяли лент в конкурс плюс есть несколько коротких метров по 28-30 минут, потому будет три показа трех блоков короткого метра вместо двух, как было раньше.

Кто из звездных гостей приедет?

Юлия Синькевич: Уже приехали члены международного жюри — все звезды. Возглавил его Кристофер Хэмптон, британский сценарист, драматург и кинорежиссер. Один из известнейших фильмов, снятых по его сценарию, — "Опасные связи" ("Оскар" в 1998 году). Он прочитает мастер-класс по сценарному мастерству.

Ребекка О`Брайен, ирландский продюсер. Она уже приезжала в Одессу с фильм Кена Лоуча "Доля ангелов", призером жюри Канн, — эта лента открыла ОМФК-2013. Ребекка спродюсировала с Лоучем 15 фильмов, большинство из которых были отмечены призами на международных фестивалях. В этом году "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм "Я, Даниэль Блейк".

Приедет в Одессу в качестве члена жюри Умберто Пазолини, известный итальянский режиссер и продюсер (работал с Кустурицей над лентой "Время цыган", а его режиссерская работа — фильм "Жизнь, которая остановилась" — получила приз в Венеции за лучшую режиссуру).

Среди звездных гостей фестиваля Кристиан Петцольд, один из известнейших режиссеров Нового немецкого кино. Состоится ретроспектива его фильмов (все они показаны в программе Берлинале, отмечены призами международных фестивалей, а "Феникс" был номинантом на Оскар от Германии 2014 году).

Антельм Видо, программный директор: У нас в этом году не две, а три ретроспективы.

Кроме уже названной, будет очень интересная украинская — называется "Границы свободы: независимость по обе стороны экрана", созданная в партнерстве с Центром Довженко (в ретроспективу вошли пять фильмов о начале 1990-х, в том числе лента Киры Муратовой "Чувствительный милиционер", снятая в 1992 году). Ретроспектива включает "ретромышление", чтобы помочь понять прошлое и определиться, где мы сейчас.

Еще одна ретроспектива, которую подготовили совместно с Британским советом, — это экранизация пьес Шекспира.

Антельм Видо: В одной из самых популярных у зрителей программ "Фестиваль фестивалей" покажем фильм, получивший "Золотого медведя" Берлинского фестиваля в этом году — "Море в огне" итальянца Джанфранко Рози. И социальную драму, ставшую обладателем "Золотой пальмовой ветви" в Каннах в этом году — фильм "Я, Даниэль Блейк" Кена Лоуча.

Здесь же — "Франкофония" Александра Сокурова, снятая в копродакшне Франция-Германия-Нидерланды и получившая в 2015 году в Венеции приз европейских критиков.

Есть и украинский фильм, его в прошлом году снял Роман Бондарчук — лента "Украинские шерифы" получила приз специального жюри на крупнейшем фестивале европейского документального кино IDFA.

В программе "Гала-премьеры" — ленты знаменитых режиссеров, показанных в конкурсах международных фестивалей, в том числе "Светская жизнь" Вуди Алена, "Джульетта" Педро Альмадовара, "Служанка" Пак Чхан-Ука.

Юлия Синькевич: Приедет в Одессу с мастер-классом режиссер Питер Веббер ("Девушка с жемчужной сережкой").

Кроме того, очень много гостей приедут на профессиональную секцию — продюсеры, фестивальные отборщики, прокатчики, сценаристы.

Одна из самых важных программ, которая пройдет в рамках ОМКФ — это питчинг украинских проектов — это то, зачем многие кинопрофессионалы едут в Одессу. Мы стараемся отбирать наиболее перспективные проекты и помочь создать такие условия, чтобы эти проекты, если они закончены, попадали на другие фестивали либо находили себе партнеров для дальнейшего производства.

Будет много профессиональных дискуссий, в том числе одна из них — по телесериалам.

Еще одна тема связана с тем, что между Украиной и Израилем в этом году был подписан копродукционный договор, который упрощает заключение двусторонних соглашений при производстве фильмов, дает определенные льготы. Хотим разъяснить, что это дает украинским продюсерам с перспективой такого партнерства в копродакшне и с Польшей, и с Турцией.

Какие отношения у фестиваля с Одессой? Город поддерживает финансово?

Юлия Синькевич: Город нас поддерживает и финансово, и организационно. Например, ситуация с традиционным показом на Потемкинской лестнице — запланированную реконструкцию лестницы ненадолго отложили ради этого.

Потемкинская лестница: ремонт приостановили на время кинофестиваля

Бюджет фестиваля в этом году стал больше?

Юлия Синькевич: Бюджет практически не меняется и составляет около 2 млн евро — это и денежная часть, и бартерная спонсорская часть (у нас только основных партнеров около 50). Вклад Госкино составляет 750 тыс. грн.

Беседовала Елена Гладских

Основные фестивальные площадками VII Одесского международного кинофестиваля — кинотеатр "Родина" и Театр музыкальной комедии.

С подробным расписанием показов можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

Гид по фильмам фестиваля от кинокритика Александра Гусева.

Беседовала Елена Гладских