ПинчукАртЦентр отдали под эксперименты молодых (ФОТО)

В ПинчукАртЦентре открыты коллективная выставка 20-ти номинантов премии PinchukArtCentre 2013 для молодых украинских художников и персональная — британки Линетт Ядом-Боакье, обладательницы Главной премии Future Generation Art Prize 2012

Уже стало традицией, когда два последних месяца уходящего года пространство ПинчукАртЦентра отдают молодым украинским художникам. Авторы работ, представленных на новой выставке, которая открылась в этот уик-энд, — номинанты PinchukArtCentre 2013. Эта частная премия для украинских художников до 35 лет, которую инициировал меценат Виктор Пинчук. Ее лауреатов объявят и наградят в декабре.

Те, кому интересно действительно молодое и действительно современное украинское искусство, получат массу удовольствия, придя на эту выставку. Причем, удовольствия не только от разнообразия мыслительных процессов, что проистекают в головах творцов, но и от разнообразия техник. А последнее бывает на выставках украинских авторов не часто. За что и пеняют им, ставя на вид старомодное пристрастие к "маслом на холсте" в ущерб видеоарту и прочим синергетическим новшествам.

Правда, в плане масштаба и размаха все очень скромно. Оно и понятно, если учесть возраст авторов. И работы для выставки многие делали на выданные ПинчкуАртЦентре стипендии.

Так что любители арт-аттракционов скорее всего, останутся недовольны — мол, маловато будет. Смешно, но наш неискушенный зритель каким-то образом умудрился совпасть с мировым трендом потребления прекрасного — тягой к формату "чтобы было сильно "ух"", что включает гигантский масштаб, умопомрачительные материалы и желательно, космические технологии. Как иронически заметила в ФБ культурный журналист Маша Хализева — такое оживление в сети от новой выставки в ПинчкуАртЦентре, будто луна-парк приехал. Вообщем, ожидающих "луна-парка" лучше сразу предупредить — немного не тот формат.

Кисло будет и тем, кто придет на выставку в предвкушении однозначных высказываний: мощных и простых. В данном случае все сложно. Авторы в поиске, причем многие — в самом начале пути, потому действуют либо осторожными намеками, либо нагло и цинично провоцируя железобетонного обывателя.

Зато тем, кто любит разгадывать ребус "Что хотел сказать художник?", будет, где порезвиться. Стремящимся докопаться до зашифрованных смыслов, Delo.UA советует заглянуть в "толмаческие" тексты каталога, созданного ПинчукАртЦнтром, Электронная версия каталога есть на сайте центра, а принт-версию можно спросить на респешене. Кроме того по выходным зрителей по выставке будут водить экскурсоводы, и планируется несколько обсуждений увиденного.

Монументальная пропаганда с героями нашего времени

Самый масштабный объект выставки — мозаичные панно Жанны Кадыровой "Монументальная пропаганда", которое занимает целую стену. Художница возвращает к жизни столь популярные во времена СССР мозаики, прославляющие труд во благо коммунизма. Только заменила рабочего и колхозницу на "героев нашего времени", отлично, между прочим, вписавшихся в пафосную стилистику прославления созидательного труда. Получилось смешно и грустно.

Кадырова уже участвовала в предыдущем конкурсе и получила премию за "асфальтовые картины". Для них она специально вырезала настоящие куски городских тротуаров, с рубцами старости и другими "ранами" большого города.

На расспросы Delo.UA о коммерческой стороне ее нынешней творческой жизни художница радостно сообщила, что наступило время, когда искусство ее кормит. Сейчас ей жить и творить позволяют выигранные премии (их было три подряд), а так же продажа работ. И еще она очень довольна тем, что с ней начала работать крупная итальянская галерея - Galleria Continua (Сан-Джиминьяно). Это, как небо от земли, отличается от того, как работают с художниками украинские галеристы, говорит художница. Причина? У наших просто нет столько денег, так как нет арт-рынка. Итальянская галерея, например, сразу же предоставила ей личного консультанта, который помогает с пиаром и промоушином. Организует и ее интервью, перводит их на английский, с которым у художницы проблемы, предлагает выставки и решает все формальности участия в них. За свои услуги галерея оставляет 50% от продаж, что художницу устраивает художницу. Рассказывая о том, как создавала панно Жанна, шутит, что для этого пришлось создать целую "мануфактуру" человек из двадцати. И что это был для нее совершенно новый опят.

Турникеты власти

Еще она монументальная работа (и тоже с социальным контекстом) — инсталяция "Турникет" Даниила Галкина. Художник уже попадал в номинанты премии. Приза не получил, зато стал известен благодаря скандалу: граждане, озабоченные общественной моралью потребовали запретить его серию рисунков, исследующих детскую сексуальность. О чем долго шумели в СМИ, привлекая различных уважаемых людей либо как обвинителей, либо как адвокатов. Вроде как обошлось, но, судя по всему, свой след эта история оставила. Иначе как объяснить разворот художника на 180% и создание им социальной сатиры на государство, раскинувшее повсюду сеть хитроумных "турникетов". Каждому полезно попытаться преодолеть лес из черных железяк, наглядно демонстрирующих, что с нами могут сделать власть имущие, если захотят перекрыть все входы и выходы. А кураторы выставки увидели в этой работе отсыл к "Процессу" Кафки.

По словам художника, "Турникет" — первая работа из задуманной им серии. Всего их будет пять.

Чем интересуется молодое украинское искусство?

Большинство художников волнуют социальные проблемы- власть силовых органов, разрушение традиций, депрессивные регионы. Но немало и тех, кто экспериментирует в пространстве личности, сталкивая ее с реальностью, провоцируя к бунту против условностей, предлагая новые фетиши.

Евгения Белорусец( Киев, Берлин, участница кураторской группы "Худрада") сделала серию документальных фотографий жизни в Карпатах "Украинская красота". Тревожные фото.

Николай Ридный(Харьков) изучал силовые структуры. Проект называется "Вода камень точит" и состоит из видеонарезки усмирения гражданского неповиновения, монолога бывшего милиционера и пяти пар огромных милицейских башмаков-скульптур, Каменные башмаки впечатляют. Познавательно и тоже тревожно.

Олеся Хоменко(Киев, участница группы Р.Э.П.) экспериментирует с формой: сделала анимацию на основе своих живописных работ. Смелый эксперимент.

Анатолий Белов(Киев) тоже экспериментирует с формой: создал короткометражный мюзикл "Секс, лечебное, рок-энд-рол". Тему не меняет: гомосексуализм, любовь, свобода. Кураторы выставки многозначительно замечают: его фильм — это поэтичное выражение андеграундной субкультуры.

Андрей Хир(из Ужгорода, живет во Львове) сделал настенную роспись. Смысл зашифрован в сплошных метафорах. Кураторы намекают, что речь идет о новом смысле праздника, и предлагают освежить в памяти библейскую историю Ноева ковчега. Вот только персонажи у художника явно неземного происхождения.

Олег Грищенко(из Житомира, живет и работает в Киеве) создал "Великую украинскую стену" в технике гравюры. Поразительной сложности работа, в которой использованы 200 эстампов. И откровенно патриотичная.

Алина Копица(Боярка) исследует сексуальное поведение в довольно юмористическом стиле. Создала черного селиконового "Сфинкса" и игру "Засади это".

Роман Минин(из Дмитрова Донецкой области) придумал "План побега из Донецкого региона". Нарисовать свои варианты побега пригласил детей. Художник работает с "метафорой закрытой социальной стемы, выход из которой запрещен", замечают кураторы. Впрочем, та часть, что рисовали дети, получилась очень даже оптимистичной.

Иван Мельничук и Александр Бурлака(Киев) представляют архитектурные решения, которые бы спасли Киев от уродливых коммерческих застроек. Но это утопия, предупреждают авторы. Это манифест ответственных архитекторов, заключают кураторы. Рассматривать утопические идеи, воплощенные в картонных мини-макетах- занятие любопытное и неспешное.

Одновременно с коллективной выставкой открылась персональная. Британка Линетт Ядом-Боакье — обладательница Гран-при международной премии молодым художникам мира, так же основанной Виктором Пинчуком, выставляет свои новые портреты чернокожих людей, живущих в Британии. Уникальность ее художественной манеры — герои ее портретов либо анонимы, либо вымышленные, а сама картина должна быть написана за один день, а незаконченные работы художница выбрасывает.

Обе выставки будут работать до 5 января 2014 года.

Фото: Роман Пилипей.