Почему Илон Маск не любит PayPal и не признает слово "невозможно" — отзыв о книге

Книгу Эшли Вэнса "Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее" рекомендует прочитать на выходных Валентин Войтков, Центр стратегических коммуникаций. Это вдохновляющая история о том, как один смелый амбициозный человек меняет мир у нас на глазах

Создатель Tesla и SpaceX в топе мировых новостей давно, но лишь Эшли Вэнсу, бизнес-колумнисту New York Times и Bloomberg, удалось убедить Илона Маска впустить в свою жизнь человека постороннего, да еще и журналиста — с массой вопросов и диктофоном в руке.

Эшли Вэнс копнул глубоко: 30 часов разговоров с самим Илоном Маском и 300 интервью с совершенно разными людьми — от одноклассников до бывших жен (да-да, бывших жен).

Результат — увлекающая с первых страниц история жизни человека, перевернувшего наше представление об автомобилях и полетах в космос.

Как и полагается биографу, Эшли Вэнс начинает книгу с истории семьи Маска. Рассказывает о его дедушках-бабушках и родителях, живших в Южной Африке, передавая атмосферу, в которой рос будущий миллиардер.

Из особенностей, с детства выделяющих Маска среди сверстников, автор отмечает фотографическую память, чтение книг запоем, особенно фантастики или по физике, и упорство: если мальчика интересовал какой-то вопрос, он сидел сутки напролет до тех пор, пока досконально в нем не разбирался. Илон самостоятельно освоил компьютер, а следом и самый простой язык программирования, и уже в 12 лет опубликовал исходный код своей первой компьютерной игры Blastar, за что получил гонорар в $500.

Детство его было безбедным, так как родители были людьми обеспеченными, но вот родительского внимания и любви мальчику явно недоставало. Когда родители развелись, Маск остался с отцом. Это был его выбор, оказавшийся неудачным — отец отличался скверным характером и оказывал на сына психологическое давление. Маск до сих пор не общается с отцом и запретил это делать своим детям.

Бегство в Канаду

Закончив школу, Илон поступил в местный университет, но через несколько месяцев бросил его, купил билет в одну сторону и уехал в Канаду к своим дальним родственникам.

И дальше какое-то время перед нами разворачивается классическая история "self-made man" — работа на лесопильне, в котельной, Канадский университет, стипендия Пенсильванского университета, незаурядные успехи в учебе.

После получения диплома молодой человек думал заняться компьютерными играми (он до сих их обожает и регулярно в них играет), но быстро отбросил эту идею, поскольку посчитал, что "для него это недостаточно великая цель". И выбрал три направления, в которых хочет добиться успеха — интернет, возобновляемая энергетика и космос.

Первый стартап Маска — онлайновый бизнес-каталог Zip2 — стал успешным исключительно благодаря напористости Маска, показавшего венчурным фондам, что за свою идею он готов бороться до последнего. Здесь автор акцентирует, что кроме упрямства, Маск всегда демонстрировал готовность совершенствовать свой продукт и обладал огромной работоспособностью. Первое время даже спал прямо на рабочем месте. В 1999 году Zip2 был продан за $309 млн, а Маск заработал $22 млн.

Большую часть этих средств ($14 млн) он сразу вложил в финансовый стартап — сервис онлайн-платежей X.com. Спустя год этот проект объединился с конкурентом, за которым стоял Питер Тиль. Так был образован PayPal.

Несмотря на то, что на продаже PayPal Илон Маск по-настоящему разбогател — заработал $250 млн — он не любит вспоминать те времена. Причина — непростые отношения с Питером Тилем, который организовал фактически переворот в компании. Пока Маск летел в самолете на отдых в Австралию, тот, заручившись поддержкой совета директоров, устранил его от руководства компанией.

По репутации Маска как стратега и хорошего управленца был нанесен первый удар. Первый, но далеко не последний. Следующие десять лет оказались для Илона Маска сущим адом. В этот период он запустил проекты Tesla и SpaceX. И Эшли Вэнс подробно описывает, с какими сложностями Маску пришлось столкнуться.

По большому счету, Илон Маск создал не компании, а новые отрасли. И был очень близок к провалу. Особенно сложным стал для него 2008 год, когда до банкротства оставалось совсем немного и ему приходилось просить денег у друзей, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. Но ему удалось удержаться.

Маск круче Джобса

Огромная работоспособность, присущая ему с детства, превратилась в требование для всех сотрудников. Сам Маск работает по 14-16 часов, почти без выходных, и того же требует от членов своей команды. Дело — прежде всего, никакого баланса между карьерой, семьей, здоровьем.

Для этого человека не существует слова "невозможно". И если его произносит подчиненный, то он с вероятностью в 90% больше не будет работать с Маском.

Илон Маск ищет лучших и мотивирует команду не деньгами, а амбициозными целями и полной свободой действий. Вот его посылы: хочешь оставить след в истории человечества, стать конструктором первого массового электромобиля или частного космического летательного аппарата — приходи и доказывай, на что ты способен.

В финале книги Эшли Вэнс подводит читателя к выводу: история Илона Маска — история не о бизнесе, а о том, как один способный и смелый человек решил изменить мир.

Как далеко он зайдет? Сможет ли создать колонию на Марсе? Пересадит ли всех на электромобили? Изменит ли полностью рынок энергетики?

По мнению автора книги, Маск уже сейчас круче Джобса. И ему под силу то, о чем он говорит.

Осталось дождаться 2018 года, когда SpaceX планирует первый полет на Марс. Совсем недавно ракетный двигатель для полетов на Красную планету прошел успешные испытания. Вероятно, история Илона Маска только начинается, а книга Эшли Вэнса — первая, но не последняя попытка дать ответ на вопрос "Кто такой Илон Маск?".