Три сильных фильма внеконкурсной программы "Молодости": "Безразличие", "Вне сатаны", "Ариранг"

Из внеконкурсных показов "Молодости" стоит отметить русскую ленту "Безразличие" Олега Флянгольца, французскую драму "Вне сатаны" Брюно Дюмона и документальный "Ариранг" корейца Ким Ки Дука. считает кинокритик Сергей Васильев, член жюри FIPRESCI
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Кинофестиваль "Молодость" в разгаре. Показы будут идти еще четыре дня - до 30 октября на фестивальных площадках в кинотеатрах "Киев", "Жовтень", "Киевская Русь" и "Кинопанорама".

Из внеконкурсных показов, стартовавших 24 и 25 октября, стоит отметить русскую ленту "Безразличие" Олега Флянгольца, французскую драму "Вне сатаны" Брюно Дюмона и документальный "Ариранг" корейца Ким Ки Дука. Эти фильмы обладают очень разным зрительским потенциалом. 

Русский пустячок 20-летней выдержки

"Безразличие" Олег Флянгольц начал снимать еще в советском 1989 году, но так и не завершил. Спустя 20 лет режиссер вернулся к отснятому черно-белому материалу, дополнил его анимационными вставками (черно-белыми и цветными), кое-что по-новому снял, все озвучил и музыкально "разукрасил" в духе эстрады 1960-х годов. Получился довольно оригинальный, пусть и ни к чему не обязывающий сплав из студенческих экзерсисов (с их экспрессивными контрастами черно-белого изображения и избыточным монтажом) со зрелым умением подать сразу несколько историй в красивой – в чем-то даже клиповой – обертке.

В фильме рассказывается о механике, играющем на цимбалах и влюбленном в девушку, бандитах, которые регулярно убегают от милиции, фотографе-любителе и по совместительству начинающем алкоголике и собачке, натренированной для полетов в космос, которая сбежала из секретной лаборатории. Действие происходит в начале 1960-х годов, и его едва хватает на 80 минут – да и те набегают благодаря музыкальным вставкам, то создающим романтичное настроение в стиле ретро, а то банально нагоняющим скуку (если не повезет включиться в ритм картины).

В эпизодической роли в "Безразличии" появляется актер Александр Баширов, чей персонаж ничем не отличается от десятков других сыгранных им до и после 1989 года. В главной роли можно наблюдать молодого и зажатого Федора Бондарчука – с пышной шевелюрой, которая, впрочем, нисколько не придает ему актерской уверенности, хотя и служит дополнительным поводом не проявлять «безразличия» к фильму.

Французский сатана

А вот драму Брюно Дюмона "Вне сатаны" рекомендовать к просмотру вряд ли возможно. Картина истово эксплуатирует режиссерские приемы, которые когда-то принесли автору славу. Они появились еще в драме "Жизнь Иисуса", с которой Брюно Дюмон участвовал в "Молодости" в 1997 году.

В фильме играют непрофессиональные актеры, нет музыки, основное внимание уделено пейзажам и лицам, которые от пейзажей почти неотличимы, так как на них не отражаются эмоции. Действие – за исключением долгих походов героев по лугам и полям из одного конца кадра в другой – практически не происходит. Самым ярким моментом картины  является сцена убийства, обыденно происходящая в такой глубине экрана, что и не разглядишь. Процедура изгнания дьявола, вроде бы подразумевающаяся режиссером, вообще остается за кадром. Зато во всех деталях представлена сцена натуралистичного секса, которая совершенно не вяжется с происходящими событиями и выглядит посторонней.

Как это часто бывает у Брюно Дюмона, промучив зрителя минут сто, в финале он разворачивает историю на 180 градусов и представляет события под неожиданным углом, немного проясняя, что именно хотел сказать. Нужно признать, что размышлять о религиозно-философских загадках режиссера, который намекает, что быть "вне сатаны" означает быть "с Богом", в общем довольно приятно. Не в последнюю очередь благодаря осознанию того факта, что фильм закончился и (заставлять себя) смотреть его больше не нужно.

Корейская документальная песня

Если Брюно Дюмон снимает "радикальное" кино, словно отстраняясь от происходящего на экране, находясь в позиции режиссера-философа, броня, которой крепко защищает от нападок разгневанных зрителей, то корейский режиссер Ким Ки Дук в своей документальной драме «Ариранг» делает по-настоящему радикальный художественный жест, бесстрашно открывая себя миру, объясняясь в своих страхах и надеждах.

Главный герой фильма – сам режиссер. "Ариранг" – это слезоточивая корейская песня, которую Ким Ки Дук поет в кадре, надрывая глотку. Последние три года режиссер уединенно живет в горном селе, в аскетических условиях, граничащих с самоуничижением. Он перестал делать фильмы, переживая трагический случай, случившийся на съемках его последней игровой картины, когда актриса чуть не погибла, выполняя режиссерскую установку. Поэтому он не может снимать кино, но и не снимать кино тоже для него невыносимо.

Компромиссный выход из этой ситуации Ким Ки Дук находит, снимая себя и свой быт на цифровую камеру, словно разыгрывая перед зрителем – и перед самим собой – собственную жизнь. Этот процесс выполнен очень изобретательно. Ким Ки Дук берет у себя интервью, предстает на экране в разных ипостасях. Он может быть жестким циником и надломленным человеком, растирающим по лицу слезы, а может относиться к происходящему иронично, превращая все в шутку. И этой шуткой словно защищает себя.

Перед зрителем проходит сеанс самоанализа, искренность которого завораживает. Пожалуй, режиссеру больше никогда не придется давать интервью, чтобы объяснять свои фильмы или взгляды на мироустройство. При этом Ким Ки Дук не скрывает художественную природу происходящего, подчеркивая, что и сам не всегда может определить грань между жизнью и игрой «на камеру». Более того, он активно использует эту неопределенность в творческих целях. К примеру, в одном из эпизодов интервью у Ким Ки Дука берет его собственная тень.

Расписание показов ищите на сайте кинофестиваля "Молодость"

Сергей Васильев, кинокритик, член жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCІ)