Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее (часть 2)

Почему за 20 лет независимости в Украине не была построена система продюсерского кино, а сегодня появился такой шанс, и при каких условиях его можно реализовать. Об этом — в проекте "Снято в Украине", который инициирован порталом delo.ua и Медиа Группой Украина
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

О том, как выживал украинский кинорынок в 1990-х и в первом десятилетии 2000-х, что произошло в сфере киноиндустрии за последние пять лет и какие перспективы открываются перед украинским кинобизнесом, — Сергей Васильев, редактор сайта Национального союза кинематографистов Украины, координатор Бюро украинской киножурналистики.

Начало . Окончание.

Голосование за фильмы и их создателей в рейтинге "Снято в Украине"

Часть 2. Как стало

Проект "Снято в Украине" посвящен украинскому кино последних пяти лет. Парадокс, но именно в этот период — при президенте Викторе Януковиче, который о роли культуры говорил много меньше своих предшественников, — была осуществлена первая по-настоящему действенная попытка постановки заржавевшего "паровоза" национального кинопроизводства на более-менее сносные индустриальные пути.

В рамках возможного

Сделано это было в рамках "возможного", по европейскому образцу, инкорпорированному в бюрократические реалии украинской государственности.

В 2011 году было создано Государственное агентство Украины по вопросам кино. До этого отсутствие специального центрального органа власти позволяло этой же власти игнорировать интересы отрасли (не слушать же киносообщество, в самом деле).

В разы увеличили бюджетную поддержку кинематографа.

Запустили систему конкурсного отбора кинопроектов, которым выделялось государственное финансирование.

Вот этот конкурсный отбор потенциальных фильмов как раз и было сделан по европейскому образцу.

Начиная с 2011 года, группа экспертов-представителей киноиндустрии на публичных сессиях отбирала заявки, поданные продюсерами, а Госкино формировало государственную программу производства кино. Правда, решающее слово при этом все равно оставалось за Коллегией Министерства культуры Украины, утверждавшей итоги экспертного отбора.

Всего с 2011 по 2013 год состоялось пять регулярных конкурсных отборов кинопроектов и один тематический, посвященный экранному осмыслению жизни и творчества Тараса Шевченко (как водится, под "дату" — 200-летний юбилей Кобзаря).

По их итогам в Программу производства и распространения национальных фильмов включили 153 проекта. Из них 107 было запущено в производство, а 70 к концу 2014-го завершено.

Питчинги продолжаются

Практику питчингов — по усовершенствованной процедуре — Госкино продолжает и сейчас.

В сентябре-декабре 2014 года прошел седьмой конкурсный отбор кинопроектов. Впрочем, проекты по его результатам были включены в Программу производства и распространения национальных фильмов лишь в сентябре 2015 года, когда у Госкино появились деньги, чтобы запустить избранные ленты.

Сейчас идет восьмой конкурсный отбор: 160 проектов уже поданы на конкурс и новая экспертная комиссия по вопросам кинематографии уже оценивает их.

Что с госфинансированием?

Расширение государственного заказа предполагало увеличение финансовой поддержки — без реальных и ритмичных денежных вливаний изменений бы не произошло.

В 2011 году на кино государство потратило 96 млн грн, в следующем — 137 млн грн, в 2013 году — чуть меньше, почти 132 млн грн.

И это уже был сбой реформаторской программы. Изначально планы поддержки отрасли предполагали, что в течение пяти лет затраты на кинопроизводство должны были непрерывно расти, и под этот непрерывный рост "верстались" графики создания фильмов.

С помощью выделения невозвратных средств на поддержку качественно содержательных продюсерских проектов государство пыталось запустить киноиндустрию, осознавая ее существенные отличия от телевизионного рынка, где ориентированная на постсоветское пространство массовость "продукта" и его русская финансовая поддержка позволяли обойтись без государственных средств (нередко, увы, с соответствующим смысловым результатом).

В итоге часть фильмов были профинансированы государством на 50% от их бюджета, а многие — полностью созданы за государственный счет. Так можно было снимать короткометражные, документальные, детские, анимационные и дебютные ленты.

Производственно-техническая база для такого количественного "взрыва" была уже готова — благодаря налаженному сериальному производству и обслуживанию иностранных (в первую очередь русских) съемочных групп. Теперь должны были быть подготовлены творческие кадры — авторы кино: именно эту цель преследовала государственная поддержка создания короткометражных и дебютных лент, а с ними постепенно и зрители, отученные от смотрения украинского кино, тем более — на большом экране.

Новая украинская волна

С подготовкой нового поколения украинских кинематографистов Госкино более-менее справилось. Впервые с конца 1980-х годов действительно стало возможным говорить не о разрозненных творцах-одиночках, проявивших себя в сложных условиях — как это сделали, к примеру, на рубеже 1990-х и 2000-х годов Владимир Тихий с "Мойщиками автомобилей" и Олесь Санин с "Мамаем", — но о достаточно многочисленной группе авторов кино.

Благодаря возросшим финансовым вливаниям государства в кино практически одновременно (и, стоит надеяться, надолго) пришли молодые режиссеры, заявившие о себе короткометражными фильмами и дебютами в полнометражном кино

Этот принципиальный акцент Госкино на молодом, новом поколении нашел свое отражение и в плоскости кинопроката. В украинских кинотеатрах показали череду альманахов, громко озаглавленных "Новая украинская волна". Их дистрибуцию обеспечивал Национальный центр Александра Довженко, а производство большинства фильмов, представленных в сборниках, финансировало Госкино.

Путь на киноэкраны: опыт "Украина, гудбай" и "Украинские злые"

Но, пожалуй, важнейшую роль в появлении нового украинского кино как инструмента острого художественного осмысления современной действительности сыграли альманахи короткометражных фильмов "Украина, гудбай" и "Украинские злые" (художественный руководитель Владимир Тихий).

Их создание тоже поддержало Госкино — несмотря на острокритический взгляд авторов на реалии Украины 2010-х и критику власти. Правда, альманах "Украинские злые", который в этой критике преуспел наиболее, в прокат так и не вышел.

Однако значительная часть украинских фильмов, снятых в последние пять лет, нашли путь на киноэкран.

Пусть это появление для многих фильмов ограничивалось неделей-двумя показов в нескольких, а то и просто в одном кинотеатре.

Но позитивная динамика была — количество украинских фильмов в кинотеатрах выросло с двух в 2011 году до 17 в 2014-ом. А в 2015 году украинских релизов и вовсе оказалось больше тридцати.

Стоит отметить, что не все из этих картин были созданы при поддержке государства. Некоторые фильмы — в частности, документальные — стали примером кино, созданного без бюджета, благодаря использованию возможностей цифровых технологий, которые изрядно удешевили затраты на производство (сегодня снимать можно на телефон, монтировать на персональном компьютере, а показывать в кинотеатре — с жесткого диска, а не дорогой пленочной копии).

"Заходы" на территорию кино

Стали заходить на территорию кинематографа и компании, занимающиеся преимущественно телевизионным производством. Наиболее успешно — команда студии "Квартал 95", активно сотрудничающая с русскоязычным кино- и телевизионным рынком.

Собственно, именно с такими "заходами" связаны наибольшие коммерческие успехи украинских фильмов, произведенных в копродукции с Россией.

Первые места по итогам 2014 года заняли картины "Вий" Олега Степченко, участие в создании которой принял "Интер" (850 тысяч зрителей), и "Любовь в большом городе 3" Марюса Вайсберга — результат трудов творческого коллектива "Квартала 95" (591 тысяча зрителей).

Стоит, правда, отметить, что некоторые из совместно произведенных фильмов, появившихся в украинском прокате, являлись "украинскими" скорее номинально, будучи результатом сложного совместного производства разных стран, в котором собственно творческое участие украинских кинематографистов было второстепенным (например, "В субботу" Александра Миндадзе).

"Воспитание" аудитории

Постепенно, с появлением украинских фильмов, которые можно было идентифицировать "украинскими", стала формироваться и аудитория национального кино, без которой полноценная — без подпорок государственной поддержки — экономика кинопроизводства встать на ноги никак не могла.

Аудитория эта оказалась на первом этапе крайне небольшой — буквально десятков тысяч человек — и в чем-то напоминала группу кинолюбителей авторского кинематографа (их в Украине тоже традиционно немного).

Массовое же осознание того, что украинский кинематограф живет и достоин внимания, — пожалуй, и до сих пор не пришло.

Процесс "воспитания" аудитории оказался намного более длительным и сложным, чем создание новых фильмов за государственный счет. Особенно с учетом того, что государственной поддержки распространения национальных картин практически не было, а кинотеатров и кинозалов в Украине — недостает.

После аннексии Россией Крыма и оккупации территорий на Востоке Украины в стране функционирует около 400 экранов — их даже голливудским фильмам не всегда хватает.

Часть 3: Как будет

И все же некоторое осознание того, что украинское кино существует и может давать высокий, позитивный результат — у зрителей есть.

События 2014-го и 2015 годов сформировали его. В разгар политической и экономической нестабильности, фактически — необъявленной войны появилось несколько фильмов, которые подтвердили потенциал украинского кинематографа как искусства и массового медиума

Окончание "Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее" читайте 20 января.