Зачем нам "Тоже дикие" и кто они такие — интервью с главой Дикого театра

Ярослава Кравченко, руководитель "Дикого театра", о том, зачем придумали проект "Тоже дикие", как он развивается и какие проблемы заставляет решать

Воспользовавшись актуальностью момента — показом в Довженко-центре 27, 28 и 29 мая спектаклей "Ифигения. Невеста для террориста" и "Гамлет. Вавилон", Delo.ua узнало у Ярославы Кравченко, руководителя Дикого театра, который поддержал показы, почему она считает Дмитрия Костюминского, постановщика спектаклей, "своим человеком" для инициированного ею проекта "Тоже дикие" и что это за проект?

Ярослава, последние два года театральные зрители заметно активизировались: на премьеры билеты не купить, в соцсетях активно обсуждают новые спектакли, интересуются мнением знатоков — идти ли смотреть. Потому сначала ваши рекомендации по "Ифигения. Невеста для террориста" и "Гамлет. Вавилон". Для вас они чем интересны?

Во-первых, это невероятно красиво: есть художественная форма, создание нескольких пространств, в которых происходит действие. Во-вторых, все ребята, которые работали над этими спектаклями — признаны лучшими в своих сферах. Я говорю и про композитора Алексея Ретинского, и про певицу Назгуль Шукаеву, обладающую редким диапазоном голоса, и про актерский состав, и про команду визуальщиков Tenpoint.

В "Гамлет. Вавилон" главную роль исполняет швейцарский актер Бартоломей Созански, Гертруду играет украинская актриса Виктория Литвиненко. В роли Офелии — Татьяна Гаврилюк из Dakh Daughters. В " Ифигения. Невеста для террориста" заняты Виктория Литвиненко, Игорь Аронов, Иван Заверталюк, хор ALTER RATIO под руководством Ольги Приходько. Голосом проекта выступила Назгуль Шукаева — певица, обладающая редким диапазоном.

В третьих, присутствует факт переосмысления, ретрансляции известных сюжетов. В случае с "Ифигенией в Тавриде" Эврипида — мы увидим историю в контексте Крыма и веры. В случае с "Гамлет. Вавилон", тексты к которому писала Катерина Бабкина — это собрание Гамлетов всех веков в один спектакль.

Мы встречаем Гамлета, который в наше время социальных сетей и засилья разнообразной информации теряет себя.

"Дикий театр" и Довженко-центр поддержали показы спектаклей компании Dollmen Дмитрия Костюминского. И для вас, как вы отметили, это интересно еще и потому, что вы продолжаете поиск ярких и незаурядных коллективов в рамках проекта "Тоже дикие". Насколько знаю, об этой инициативе вы объявили год назад. Какова ее судьба ? Что успели сделать за год?

Да, проект "Тоже дикие" мы основали год назад. Его суть заключается в том, чтобы помочь другим, не менее диким театрам показать свои спектакли в Киеве. В первую очередь он ориентирован на региональное сотрудничество. Так, в рамках проекта в прошлом году у нас показывались театр из Черкасс, Театр Коломийцева из Одессы, был моноспектакль Игоря Аронова, хореографический проект GameZone.

Проект дает возможность налаживать коммуникацию и стирает грань мнежду столицей и другими городами. Кроме того, многим ребятам тяжело самим сориентироваться, куда бежать, как рекламировать, какой зал найти. Мы в этом помогаем.

"Тоже дикие", по сути, заполняют и эстетическую, и тематическую составляющие, которые не успевает заполнить "Дикий театр".

Фото: из личного архива Ярославы Кравченко

Почему компания Dollmen Дмитрия Костюминского — своя для этого проекта. По каким критериям своя?

Я знаю Диму Костюминского достаточно давно, и компания Dollmen была фактически первой попыткой официально создать независимый театр, который бы мог и имел право сотрудничать с Европой. Именно поэтому и появился "Гамлет. Вавилон".

Я же встретилась с Димой, когда Dollmen впал в "спячку". У нас многие театральные проекты и загибаются потому, что им не хватает менеджеров и пиарщиков. Подобная история случилась и с ними. Сейчас мы решили объединить свои силы и команда "Дикого" занимается рекламой и дистрибюцией, а Dollmen — непосредственно художественной частью.

Мне очень импонируют взгляды Димы Костюминского на искусство, его жизненная позиция, поэтому, полагаю, публика, которая ходит в "Дикий театр", примет спектакли Dollmen на ура.

Кто финансирует показы региональных театров в Киеве? Кто помогает? Может, не финансово, а предоставив бесплатно помещение, например?

Предыдущие проекты финансировал "Дикий" или делил расходы с организаторами. Помещениями никто не помогает. Единственная ощутимая помощь приходит от СМИ, которые эту инициативу поддерживают.

В связи с идеей проекта и действительно ощутимой проблемой оторванности региональных театров от контекста, мы сейчас подумываем о создании площадки для независимых театров. Планируем открыть ее в сентябре.

Какие спектакли в рамках проекта "Тоже дикие" увидим в ближайшее время в столице?

У меня сейчас есть стопка заявок из Харькова, Чернигова, Львова. Проекты интересные. Но пока не буду озвучивать, показы будем планировать ближе к осени.

Беседовала Елена Гладских