Газотрейдер: Перевод клиента с бензина на сжиженный газ экономически выгоден

Полтавская компания «Надежда» — одна из старейших и крупнейших на украинском рынке, специализируется на торговле сжиженным газом. Замдиректора компании Станислав Батраченко рассказал «ДЕЛУ», какие факторы сегодня сдерживают развитие рынка

Рынок сжиженного газа за последние три года вырос на треть. Какие причины этого вы могли бы отметить как самые важные?

Наибольший импульс развитию рынка пропан-бутана в качестве моторного топлива за этот период дали владельцы сетей АЗС, когда газ был признан полноценным нефтепродуктом. Сначала нефтетрейдеры его воспринимали как дополнительную опцию, сопутствующий товар. Потом же, когда популярность газа начала расти, они стали покупать газовозы, планировать и строить газонаполнительные станции (ГНС), то есть в эту сферу пошли инвестиции. Газ стал значительно более доступным для потребителя за эти годы.

К сожалению, нельзя сказать, что строительство автомобильных газозаправочных пунктов (АГЗП) в Украине идет так интенсивно, как хотелось бы участникам рынка. Специфика сжиженного газа и торговли им требует оформления дополнительной документации. Это сдерживает развитие сетей.

Активизировать этот процесс мы планируем путем продвижения под эгидой Ассоциации сжиженного газа Украины джобберской программы для газозаправочных сетей-партнеров с отдельной топливной картой и программой лояльности. В этом году мы зарегистрировали торговую марку «Пропан-бутан» и перевели под нее почти все наши газозаправочные сети. Могу сказать, что сегодня уже есть первые заявки на вступление в программу от операторов рынка.

Какие еще факторы сдерживают процессы развития рынка?

Серьезным тормозом для отрасли остается ее непрозрачность. Среди мощных факторов развития этого рынка всегда были коммерческие аукционы. Они обеспечивали высокую степень доступности сжиженного газа для потребителя: если трейдер намеревался купить газ, он просто шел на аукцион и покупал его. Теперь же, как известно, доступ на аукционы по продаже сжиженного газа закрыт.

На потребительском уровне развитие рынка сдерживает несовершенная система регистрации газобаллонного оборудования?

Я уверен, что эту процедуру необходимо упростить и удешевить. Известны случаи, когда в некоторых регионах клиент еще до установки самого оборудования платит до полутора тысяч гривен в разные инстанции. А это около 20% стоимости установки. Конечно же, это соответственным образом растягивает срок окупаемости вложений.

Свою роль играют простота и доступность установки газобаллонного оборудования на автомобиль. Когда потребитель узнает, через какие дорогостоящие оформительные процедуры ему предстоит пройти перед установкой оборудования, он нередко обращается к установщикам «в гараж». Впоследствии это негативно сказывается на автомобиле и его владельце.

Как европейские компании стимулируют автовладельцев переходить на газ?

В большинстве стран после перевода автомобиля на газ как более экологичное топливо предоставляются льготы на налоги и сборы. А в Италии, например, государство даже доплачивает тем, кто переходит на газ.

Но переход клиентов на газ снижает продажи бензина. Для сетей АЗС это экономически целесообразно?

Естественно, продажи бензина в этом случае снижаются, но маржа на газе выше маржи бензина. Даже когда абсолютная цифра несколько меньше, чем на бензине, в процентном соотношении газ все равно выгоднее из-за низкой цены. Хотя, не скрою, с каждым годом газовая маржа снижается, но ведь растут объемы продаж.

Могу сказать, что сегодняшний уровень маржи позволяет думать о развитии сети АГЗП. Это главное.

Цены на сжиженный газ в регионах Украины сильно разнятся. Это связано с различным уровнем развития региональных рынков?

Затраты на транспортировку и хранение сжиженного газа значительно выше, чем на бензин, а практически весь сжиженный газ в Украине находится на левом берегу Днепра. Основное производство, за исключением Доли нского ГПЗ и Одесского НПЗ, в Левобережной Украине, импорт из России и Казахстана — также на восточной границе. Поэтому цена в удаленных от источников поставок областях Правобережья выше. Конкуренция в отдельном регионе тоже играет роль в формировании, однако фактор удаленности от производителя все же определяющий.

Весной 2009 года Ассоциация сжиженного газа Украины, объединяющая крупнейших газотрейдеров, выступала против введения акциза на сжиженный газ. Почему нет возражений сегодня?

Сегодня ситуация выглядит по-другому. Во-первых, параллельно повышается акциз на бензин, причем в большей мере, чем на газ. Во-вторых, торговля подакцизным товаром отсеет с рынка «подзаборные» газозаправочные сети и оставит на нем компании, занимающиеся бизнесом ответственно и профессионально.