Гендиректор "Борисполя": На Евро-2012 можем поставить палатку-терминал

Генеральный директор аэропорта "Борисполь" Борис Шахсуваров о проблемах украинских аэропортов


Прошел год после ротации кадров в главном аэропорту страны - "Борисполе". О работе основных "ворот" страны в кризис, а также перспективах развития рассказывает гендиректор международного аэропорта "Борисполь" Борис Шахсуваров.

Год назад, только возглавив аэропорт "Борисполь", вы отметили, что вашими предшественниками не были созданы условия для дальнейшего развития аэропорта. Что скажете сейчас, есть ли изменения?

Действительно, имеющиеся на сегодня ресурсы аэропорта давно себя исчерпали. Даже если бы Украина не готовилась к проведению Евро-2012, аэропорт "Борисполь" все равно остро нуждался бы в расширении. На самом деле, новый терминал D для нас будет прорывом на рынке международных авиаперевозок, он расширит наши возможности по концентрации потоков, увеличит конкурентоспособность. Основными нашими конкурентами я считаю два крупных узла - аэропорты Стамбула и Москвы. Если в ближайшие несколько лет мы не создадим новые условия, то так и останемся захудалым,  провинциальным аэропортом. Это вопрос престижа государства и, безусловно, экономической выгоды. Сейчас многие зарубежные авиакомпании ищут новые аэропорты, приезжали и к нам, но мы пока ничего не можем им предложить. Наш продукт уступает по качеству в несколько раз - это и определяет намерение и выбор компании. Я сравниваю аэропорт с цветком, который должен красиво выглядеть и хорошо пахнуть, тогда к нему слетятся пчелы.

Терминал D появится, в лучшем случае, через два года. Как аэропорт будет это время справляться с ограниченной пропускной способностью?

Если бы в этом году объемы перевозок выросли или даже остались на уровне прошлого года, мы бы просто задохнулись. Не могу сказать, что кризис во благо, но у нас есть время расширить свои мощности. Сегодня полным ходом строится еще один терминал - F, так называемый терминал для лоукост-перевозчиков.

В отличие от терминала D, дела там идут хорошо, уже возведен каркас здания, начинаются кровельные работы. Основная цель этого терминала - вдвое разгрузить существующий терминал В.  Терминал  F будет сдан в марте 2010 года, и мы переведем в него половину рейсов. В частности, этот терминал станет базовым для крупнейшего на сегодня отечественного авиаперевозчика МАУ.

Как изменился рынок внутренних авиаперевозок и что будет с терминалом А? На сегодня он вряд ли способствует развитию этого сегмента...

Внутренний рынок растет даже в кризис. Летом на южное направление билеты купить сложно. Рынок будет продолжать расти в любом случае. После разгрузки главного терминала В мы реализуем еще одну идею - часть галереи и стоек этого терминала отдадим под внутренние рейсы. Там будет полный комплекс услуг. Это работа идет  на опережение спроса.

Кроме строительства новых терминалов D и  F, говорят о строительстве еще двух - Е и Н. Что вы можете сказать по этому поводу?

Нет, мы больше ничего не строим, в этом просто нет необходимости.  Проектная мощность терминала D достигает 9 млн пассажиров в год.  Сегодня предельная нагрузка на терминал В составляет 5 млн, а вместе с F она достигнет 8 млн человек. То есть к 2012 году все три терминала обеспечат возможность пропускать в год до 16 млн пассажиров. Это  очень большой запас.

Тем не менее существует еще терминал Н - это наше ноу-хау. Создан он для паломников-хасидов, которые ежегодно приезжают в Умань. Для этой специфической категории пассажиров мы построили отдельный, быстровозводимый  терминал. Он представляет собой что-то вроде большой палатки. Кстати, эту идею оценили эксперты  УЕФА, возможно, ее возьмут на вооружение. Действительно, зачем строить большой  аэропорт в городе, где пройдет всего один матч? Если резко увеличился пассажиропоток - развернули палатку, закончилось мероприятие - сложили и все.

За какие средства реализуются все эти планы?

Государственные средства предусмотрены для строительства твердых покрытий, они выделяются к Евро-2012 и, конечно, мы ими воспользуемся. В  частности для строительства нового перрона и рулежной дорожки из бюджета выделено 220 млн грн, поступают они нерегулярно, но тем не менее мы стараемся не останавливать строительство. Если не сдать эти объекты к 2012 году, это вызовет массу трудностей. Мы рассчитываем закончить эти работы к концу первого квартала следующего года.

Терминал D мы строим за кредитные средства. Но кредит, выданный японским банком, покрывает всего 30% строительства. Как показали переговоры, на большее они не готовы. Поэтому ведем переговоры с другими банками, не думаю, что с этим будут проблемы, мы получим кредит, правда, пока не ясно, на каких условиях.

За собственные средства мы реконструируем терминал В и строим F, который обойдется более чем в 300 млн грн. Частные инвестиции предусмотрены только для строительства двух объектов - гостиницы на 250 мест и паркинга на 3 тыс. мест перед новым терминалом D. Желающих инвесторов уже десятки. Осталось провести замысловатую процедуру инвестиционного аукциона.

Бизнес аэропорта напрямую связан с авиакомпаниями. А с их стороны постоянно звучат нарекания в адрес аэропорта на негибкость, высокие сборы и нежелание взаимовыгодно сотрудничать.

Могу сказать одно: пока существует аэропорт и их клиенты, будут нарекания - это вечный  конфликт интересов. Но если разобраться, в общей массе расходов авиакомпаний расходы на обслуживание аэропорта составляют не более 5-6%. Я работал в авиакомпании, и знаю этот бизнес изнутри, это действительно сложный бизнес, но можно экономить на других статьях расходов, которые во много раз превышают аэропортовые сборы, например, поселение экипажа в менее "звездочные" гостиницы.


Борису Шахсуварову 62 года. Летом 2008 г. назначен  генеральным директором ГП "МА "Борисполь". С 2001 года - второе лицо в аэропорту "Домодедово" (Москва), компания "Истлайн". В 1999-м работал в авиакомпании "Авиалинии Украины" на должности вице-президента. До этого 25 лет проработал в МА "Борисполь"

ИНВЕСТГАЗЕТА, Дина Пархомчук