Игорь Еремеев: Нефтетрейдер из партии Литвина

Игорь Еремеев, совладелец группы компаний «Континиум» рассказал, что допускает возможность передачи инвестору контрольного пакета акций Херсонского НПЗ, и сообщил о причинах продажи ряда облгазов структурам RosUkrEnergo
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Будучи депутатом Верховной Рады, Игорь Еремеев очень часто появлялся на публике. Но, не попав в парламент V созыва, один из крупнейших бизнесменов Западной Украины ушел в тень. Фактически это первое интервью Еремеева о его бизнесе после нескольких лет «молчания».


Игорь Миронович, действительно ли в ближайшее время заработает Херсонский НПЗ, как об этом сообщали чиновники?


Действительно, такая возможность рассматривается. В прошлом году мы провели полную реконструкцию всех первичных процессов переработки нефти, то есть оборудования, которое осталось на заводе. И сегодня он готов к запуску.


Когда стоимость нефти находится в нижней мертвой точке, даже при небольшой глубине переработки сырья (сейчас она составляет 53%) можно рассчитывать, что экономика работы НПЗ будет позитивной.


Сейчас мы договариваемся с «Укртранснефтью» о разрешении на прокачку нефти, с «Транснефтью» России — об открытии маршрута. Когда эти вопросы прояснятся, будет принято окончательное решение, запускать НПЗ или же лучше не рисковать.


Есть ли у вас уже контракты на поставку нефти? На какие объемы?


Контракты есть, без них мы не могли бы открыть маршрут на прокачку нефти. Они подписаны с нашими российскими партнерами, с которыми мы работали, когда еще были акционерами Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода.


Сейчас договоры предусматривают поставку 40 тысяч тонн сырья в месяц. Если решение о запуске НПЗ будет принято, мы рассчитываем достичь переработки 0,5-1 миллион тонн нефти в год.


С кем именно подписаны контракты?


Это не принципиальный вопрос. У нас несколько партнеров в России. Главным образом государственные компании.


Была информация, что вы ведете переговоры о поставках нефти из каспийского региона, а также из Кувейта.


Да, мы рассматривали альтернативные варианты поставки каспийской нефти. Но это качественное и, соответственно, дорогое сырье. Мощностей украинских НПЗ (неважно, это Херсонский завод или какой-либо другой) сегодня недостаточно, чтобы перерабатывать его с экономической выгодой.


То же самое с Кувейтом — предложений о поставках нефти сегодня существует очень много. Но я хочу, чтобы все политики поняли: альтернативой украинской нефти сегодня может быть только российская. Ведь нефть, транспортируемая танкерами, продается по мировой цене. А нефть из РФ поставляется в Украину самым дешевым транспортом — трубопроводным.


Хотите сказать, поставки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса — Броды, которые лоббируют два западных НПЗ — «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья», — также будут нерентабельны?


Сегодня транспортировка каспийской нефти по нефтепроводу Одесса — Броды может быть выгодна только европейским НПЗ. Наши коллеги на западе Украины должны провести реконструкцию своих мощностей, чтобы принимать ее. Сейчас же запуск трубопровода в проектном направлении необходим, чтобы привлечь финансирование на реконструкцию НПЗ. Без понимания, откуда будет идти сырье, ремонт вообще невозможен.


На каком этапе сейчас реконструкция Херсонского НПЗ?


Мы заканчиваем оформление предварительной проектной документации. Вместе с тем начали реконструкцию и строительство новых первичных установок. В целом же на реконструкцию требуется четыре года, она может проводиться в два этапа по два года.


Какой объем нефти способен перерабатывать завод сегодня и какой будет его мощность после ремонта?


Говорить о нынешней мощности НПЗ не имеет смысла. По документам, он может перерабатывать 7 миллионов тонн нефти. Но это не переработка, это превращение одного сырья в другое. После реконструкции, согласно нашим планам, завод сможет перерабатывать 4,5 миллиона тонн нефти в год. Глубина переработки составит 96%.


В какую сумму вы оцениваете реконструкцию? Откуда будут привлекаться средства?


По сегодняшним меркам, чтобы провести реконструкцию, необходимо 700-800 миллионов долларов. Конечно, мы ведем переговоры о привлечении средств, есть заинтересованные люди. Но я не думаю, что, скажем, до выборов президента, до тех пор пока ситуация в политике и экономике не станет понятной, мы сможем решить этот вопрос. Ведь инвесторы, даже несмотря на позитивный имидж «Континиума» в финансовом вопросе, смотрят на украинский рынок с осторожностью.


С кем ведутся переговоры о привлечении средств?


У нас есть контракт с Банком «Ротшильд», который занимается привлечением средств для реконструкции НПЗ. Мы ведем переговоры с нефтедобывающими компаниями: это могут быть как российские, так и азиатские и европейские игроки.


Вы допускаете передачу контрольного пакета акций инвестору?


Возможно все. Никогда нельзя говорить «нет». Главное — понять, с кем мы имеем дело. Если это публичная компания с понятными правилами игры, то можно рисковать. Если же мы видим, что эта компания непонятна для нас, конечно, мы не будем говорить о каком-либо пакете акций.


Какие планы «Западной нефтяной группы» по расширению сети АЗС в этом году?


В прошлом году мы построили 48 станций. В этом уже строим 15. Мы готовы начать строительство еще 40, но будем ли мы это делать — пока не ясно. Причина та же — сложность привлечения кредитных средств.


Сколько сейчас стоит строительство одной заправки?


Смотря где строить. Одна и та же станция в Киеве, Львове и Донецке будет стоить абсолютно разные деньги. Кроме того, имеет значение, какой модуль станции будет выбран для строительства. Например, у «Западной нефтяной группы» есть шесть вариантов автозаправочных станций. Есть модуль, который стоит 1,3-1,4 миллиона долларов (без учета стоимости земельного участка. — «ДЕЛО»), а есть за 4 миллиона.


Планируете ли вы расширять сеть АЗС за счет поглощения других игроков на рынке?


Мы постоянно ведем переговоры с разными компаниями. Не секрет, что в условиях кризиса появляются предложения по покупке. Но у нас достаточно своих земельных участков. И самое главное — с каждой новой построенной станцией другие сети для нас становятся все менее привлекательными. Ведь играет роль так называемый «принцип наложения»: нас не интересуют АЗС, расположенные рядом с нашими. Некоторые сети предлагали нам купить, скажем, 12 заправочных станций, из которых нас интересовала только одна. Естественно, мы не видим смысла вести переговоры с ними.


В каких регионах будет расширяться сеть АЗС «Западной нефтяной группы» в дальнейшем?


Мы полностью закончили проект строительства станций в Тернопольской области, практически закрыли его в Закарпатье. Главным образом мы сегодня развиваемся на востоке Украины. Из тех станций, которые мы строим самостоятельно (около 90% от общего количества новых АЗС сети. — «ДЕЛО»), 80% находятся в этом регионе.


Конечной точкой, куда хочет прийти «Западная нефтяная группа», станут 700 АЗС на территории Украины. И мы движемся к ней, уже имея 368-380 станций и строя 46-50 АЗС в год. Через год-два мы завершим приобретение земельных участков для строительства всех запланированных АЗС. Таким образом, через несколько лет мы уже закончим расширение сети.


Откуда «Западная нефтяная группа» сейчас импортирует нефтепродукты? И какую часть всего продаваемого на ваших заправках топлива сможет заместить продукция Херсонского НПЗ в случае его запуска в ближайшем времени?


Мы завозим топливо из Румынии, Италии, Польши, Литвы, Беларуси, России, Азербайджана. При переработке 40-50 тысяч тонн нефти в месяц Херсонский НПЗ может дать нам на продажу 20 тысяч тонн нефтепродуктов, а это около 15% всего объема реализации. Поэтому для нас не настолько важна продукция НПЗ, как то, чтобы предприятие работало. Ведь при его простаивании теряются профессиональные кадры, оборудование приходит в еще худшее состояние.


В правительственных кругах звучали заявления, что рентабельность торговли нефтепродуктами достигает 20-30%. Это действительно так?


Такой рентабельности не было, и нет. Посчитайте стоимость строительства автозаправочной станции вместе с земельным участком, проценты по кредитам, заработную плату, налоги и так далее.


Никогда нефтетрейдеры не считали, сколько процентов зарабатывают на своих операциях. Они считают сумму в долларах, заработанную на одной тонне нефтепродуктов. А это далеко не 10% и даже не 5% рентабельности.


Насколько изменились продажи нефтепродуктов вашей компанией?


Сейчас мы идем на уровне прошлого года, хоть и с небольшим отставанием. По I кварталу нельзя определить, каким будет год. Разница между I, II и III кварталами по объемам реализации может составлять 30-40%.


До 2007 года вы занимались еще одним бизнесом в топливно-энергетической сфере — продажей газа. Расскажите, при каких обстоятельствах вы продали свои доли в облгазах («Закарпатгаз», «Львовгаз», «Ивано-Франковскгаз», «Черновцыгаз», «Черниговгаз» и «Волыньгаз»)?


Здесь нет никакой истории, мы просто решили их продать. При существующей сейчас законодательной базе облгазы неэффективны, в них нет коммерческой составляющей. Сегодня облгаз — это система доставки газа потребителю с полной ответственностью за нерасчеты, без инструментов, влияния на эти процессы. При этом в тарифах на продажу газа не заложена составляющая на реконструкцию, что оборачивается потерями 5-7% всего топлива.


Покупателем названных предприятий выступила компания RosUkrEnergo?


Мы продали свой пакет своему мажоритарному партнеру Олегу Бахматюку (у нас с ним была договоренность, что каждый партнер имеет приоритетное право на приобретение доли другого), а уже он продал часть акций RosUkrEnergo. Какие сейчас у них взаимоотношения, у кого какая доля, я не знаю.


У вас с Бахматюком были контрольные пакеты во всех облгазах?


Да, это так.


«Континиум» владеет акциями компании International Telecommunication Company (ITC, бренд «CDMA-Украина»). В то же время на рынке периодически появляется информация, что вы не прочь продать ее, поскольку связь для вас не является приоритетным направлением бизнеса. Так ли это?


Мы не можем сказать, что это для нас настолько стратегический бизнес, как нефтетрейдерство, но мы занимаемся этой компанией достаточно серьезно и связываем с ней большие надежды. У нас есть предложения от иностранных компаний о покупке, мы их рассматриваем, но продавать ITC пока не планируем.


Правда ли, что компанией интересовался «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова?


Пока предложений от «СКМ» не поступало.


Планируете ли вы расширение ITC путем поглощений других операторов?


За три года, которые мы являемся акционерами ITC, мы осуществили два-три поглощения. Мы купили «Велтон телеком», «Украинскую волну», стали акционерами компании «Первый инвестиционный союз».


Сейчас на рынке CDMA-связи остаются три крупные компании: ITC, «Интертелеком», «Украинские телесистемы». Мы считаем, что еще возможны процессы (слияния и поглощения. — «ДЕЛО»), но время покажет. Очевидно, во времена кризиса будет не до поглощений: для этого нужны свободные финансовые ресурсы.


В молочной сфере (предприятия «Континиума» в этой отрасли объединены в рамках холдинга «Западная молочная группа») вы рассматриваете возможность приобретений?


По этому направлению у нас достаточно хорошее финансирование, и в ближайшее время оно может увеличиться на порядок. Что касается приобретений, думаю, в ближайшее время мы сделаем приятные предложения для рынка.


Конечно, мы рассматриваем возможность покупки предприятий, у которых возникли финансовые трудности. Так, сегодня мы присматриваемся к одному из заводов по производству сыра.


Кстати, концерн «АВЭК» Александра Фельдмана заявлял о желании продать Великобурлукский сырзавод…

Да, мы смотрели на это предприятие, но на сегодняшний день оно нас не интересует.


«Континиум» начал реконструкцию своих мощностей по переработке молока. Как она продвигается?


В прошлом году мы закончили ремонт и ввели в эксплуатацию один из лучших в Украине заводов по производству твердых сыров «Дубномолоко». Сегодня мы уже имеем разрешение на поставку этой продукции в Россию.


Также мы провели прекрасную реконструкцию на «Ковельмолоке», мы имеем готовый проект реконструкции Новоград-Волынского сырокомбината, а также проект строительства Винницкого молокозавода.


Какие крупные строительные проекты были заморожены структурами «Континиума», какие продолжают реализовываться?


Конечно, довольно много проектов было остановлено. Но мы продолжаем строительство бизнес-центра в Киеве и очень большого торгового центра в Мариуполе.


И напоследок: вы остаетесь с Народной партией Владимира Литвина?


Я не менял своих убеждений и остаюсь с ней. Сегодня я являюсь заместителем главы партии и уделяю работе в ней столько сил и времени, сколько необходимо.


Какова ваша часть в финансировании партии?


Неправильно проводить параллель «бизнесмен — финансист партии». Сейчас это уже не всегда так.


Еремеев Игорь Миронович

совладелец группы компаний «Континиум»


Родился 3 апреля 1968 года в с. Острожец (Ривненская область).

 1975-1985 годы— учеба в средней школе.

 1992 год — окончил Ривненский государственный технический университет по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

 1985-1992 годы — учеба в Украинском институте инженеров водного хозяйства.

 1986-1988 годы — служба в Вооруженных Силах.

 1989 год — лаборант Украинского института инженеров водного хозяйства (г. Ривне).

 1992-1995 годы — директор МПП «Континиум».

 1995-2002 годы — генеральный директор ООО «Континиум».

 2002-2006 годы — народный депутат.


В $454 млн. оценил состояние Игоря Еремеева журнал «Корреспондент» в 2008 году


Соратник Литвина

1 марта 2002 года Игорь Еремеев был избран народным депутатом по Маневицкому избирательному округу №23 (Волынская область). Входил в Комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Возглавлял депутатскую фракцию Народной партии Владимира Литвина.

На выборах 2006 года он возглавил избирательный штаб Народного блока Литвина («МЫ»), подвинув другого претендента на этот пост — Сергея Левочкина. Несмотря на то что, по подсчетам экспертов, избирательная кампания блока «МЫ» была самой дорогостоящей, политическая сила набрала 2,44% голосов избирателей и не прошла в Верховную Раду. После этого Еремеев отошел от публичной политики и занялся бизнесом.


История группы компаний «Континиум»

В 1992 году Игорь Еремеев вместе с партнером Степаном Ивахивым создал ЧП «Континиум», занимавшееся пошивом кожаных курток. Затем фирма начала торговать продовольствием и горючим, со временем стала покупать АЗС и предприятия пищепрома.

В середине 90-х партнеры создали СП «Западная нефтяная группа». Тогда же появился бренд WOG, под которым сегодня работают более 300 АЗС. Параллельно с нефтяной группой возникает Торговый дом «Западная молочная группа», в который входит около десятка молочных предприятий.

В 2000-х годах «Континиум» владел акциями нескольких облгазов, которые впоследствии были проданы. Кроме нефтепродуктов и молочного бизнеса, в сферу интересов группы входят недвижимость, связь и торговля.

Еще интервью:

Директор по развитию Ferrexpo: 50% нашей продукции уходит в Китай

Временный администратор БРР: Кредиты банка «дружественным» компаниям составляют около 30-35% активов

Гендиректор «АэроСвит»: Мы были вынуждены вернуть четыре «Боинга», взятых в лизинг