Основатель и президент КУА «КИНТО» Сергей Оксанич: 15% акций компании будут проданы на отечественной бирже

– Совсем недавно в управляющей компании (КУА) «КИНТО» поменялись акционеры. Еще в прошлом году среди ваших акционеров была австрийская компания EPIC (40% акций), затем ее долю выкупил швейцарец Даниил Гольдшайдер и менеджеры «КИНТО». Объясните суть
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Некоторые акционеры захотели, скажем так, выйти из бизнеса. Другие пожелали увеличить свою долю. Сейчас доля иностранных инвесторов в капитале компании составляет 23-24%, у руководства около 60% — лично мне принадлежит более 31% акций. Кроме того, в наших планах – где-то за 3-4 года превратить «КИНТО» в настоящую публичную компанию, акции которой будут торговаться на украинской бирже.

– И какой пакет акций будет находиться в свободном обращении?

– Процентов 15.

– «КИНТО» является одной из крупнейших отечественных КУА, при этом в управлении вашей компании нет венчурных фондов. Почему?

– «КИНТО» позиционирует себя как компания, которая работает с публичными фондами. Для нас это основной бизнес. И мы считаем, что под крышей одной управляющей компании нельзя объединять «коня и трепетную лань». Венчурные фонды по своей природе – это совсем другая философия деятельности и заработка. Если говорить о публичных фондах, то в этом секторе успех зависит от прозрачности и профессионализма управляющих. Для венчурных фондов в этом нет необходимости.

– Тогда почему в Украине в основном действуют венчурные фонды?

– Процедура их создания намного проще. Формирование венчурного фонда и публичного – это принципиально разные технологии. Задача украинских венчурных фондов – оптимизация финансовых потоков и налогообложения в пределах какой-то финансово-промышленной группы. То есть это не управление активами в классическом понимании.

– Но ведь венчурный бизнес довольно прибыльный. Почему бы собственникам «КИНТО» не учредить еще одну управляющую компанию, которая будет заниматься такими фондами?

– Мы не видим в этом необходимости. Польза от венчурных фондов в том, что через них из оффшорных компаний в Украину возвращается капитал. И это здорово. Но это не бизнес по управлению активами.

– Можно ли говорить, что венчурный бизнес создает негативный имидж публичным фондам?

– Низкая квалификация людей, занимающихся управлением венчурными фондами, приводит к скандалам, которые попадают в информационное поле и впоследствии негативно отражаются на доверии вкладчиков к инвестфондам в целом.

Необходимо проводить обучение директоров и бухгалтеров венчурных фондов – люди зачастую не понимают, как себя подставляют и чем рискуют, а ведь все может закончиться тюрьмой.

С банками работать еще рано

– Вы являетесь идейным зачинщиком объединения управляющих для создания единой сети фондовых магазинов, которые будут предлагать населению ценные бумаги инвестфондов. Почему такое решение приняли только сейчас?

– Сегодня мы наблюдаем значительный рост интереса к публичным фондам. Например, три года назад в управлении нашей компании было 10 млн. грн., год назад – около 150-200 млн. грн., сейчас – 400 млн. грн.

Кроме того, ежедневно от потенциальных клиентов к нам поступает 50-60 обращений, год назад их было в пять-десять раз меньше, причем количество контактов постоянно растет.

– А почему управляющие не обратились в банки с предложением продавать свои продукты через их огромные филиальные сети? Ведь таким образом вы бы привлекли намного больше клиентов.

– Действительно, на Западе управляющие компании не занимаются дистрибуцией акций или сертификатов инвестфондов, это задача инвестиционных банков.

Но когда мы начали вести переговоры с банками на эту тему, то пришли к выводу, что они, конечно, будут нам полезны, но позже (нужно учитывать, что банки являются непосредственными конкурентами инвестфондов. – «ДЕЛО»).

– Сейчас же одна из главных наших задач – повышение уровня осведомленности украинского населения об инвестфондах. Чтобы клиент вложил средства в фонд, с ним нужно провести разъяснительную работу, причем неоднократно.

– Но на развитие полноценной региональной сети самими управляющими потребуются большие средства. В то же время вы говорите, что вскоре можно будет использовать сеть банков. Так, возможно, лучше было бы просто подождать пару лет?

– Мы не хотим сидеть на месте.

– А почему многие компании, которые изначально планировали принимать участие в проекте по созданию региональной сети фондовых магазинов, впоследствии из него вышли?

Для реализации проекта нужны серьезные средства и, как оказалось, у многих компаний их попросту нет.

– Какую сумму вы планируете инвестировать в новый проект?

– Пока что мы вложили 1 млн. грн.

Большинство клиентов НПФ пока будут из Киева

– Государственная комиссия регулирования рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) предлагает, чтобы негосударственные пенсионные фонды (НПФ) отчитывались перед вкладчиками ежедневно, а не ежемесячно. Каковы преимущества и недостатки такого режима?

– Недостатков нет, а преимуществ много. К примеру, прозрачность. Если новый режим утвердят, каждый из вкладчиков НПФ сможет ежедневно наблюдать за изменениями размера активов фонда.

Кроме того, состав участников негосударственных пенсионных фондов постоянно меняется – каждый день кто-то вкладывает средства в фонд, кто-то выходит. Поэтому для объективности расчетов с участниками НПФ нужно, чтобы баланс рассчитывался ежедневно.

– Под управлением вашей компании есть два региональных негосударственных пенсионных фонда — «Ивано-Франковск» и «Черкассы». Сейчас даже жители столицы неохотно идут в НПФ. Насколько целесообразно создание таких фондов в регионах?

– Мы их пока только запускаем, и этот процесс протекает действительно тяжело. Но мы надеемся, что все получится. Первые выводы о целесообразности создания региональных НПФ можно будет сделать в конце года.

– Вам не кажется, что вы поспешили?

– Три четверти посетителей сайта нашей компании – киевляне. Да, это говорит о том, что в ближайшее время основная масса клиентов НПФ будет из Киева. С другой стороны, людям присущ региональный патриотизм, который можно в данном случае использовать.