Мнение: Что спасет заповедники

Чем больше мы будем одерживать побед над природой, тем больше должны вкладывать средств в ее сохранение! Это перефразированное изречение философа XIX века cегодня особенно актуально

Виктор ГАВРИЛЕНКО

директор биосферного заповедника «Аскания-Нова» им. Ф.Э. Фальц-Фейна, заслуженный природоохранник Украины


Через столетия, мы все начинаем понимать, что беречь природу, это значит сохранять среду собственного обитания. Многовековая борьба человека с природой постепенно оборачивается против него. Локальные изменения перерастают в региональные и глобальные. К сожалению, сегодня лишь несколько процентов человеческого общества осознает необходимость и реально следует принципам сохранения природы. Этот процент возрастает по мере нарастания остроты ощущения влияний неблагоприятной среды. Логично, что более развитые страны, в прошлом уничтожившие  свои природные экосистемы,  озабочены  этим вопросом сильнее. В них сильнее развито «зеленое движение».

Сегодня «зеленый» туризм успешно развивается в ряде развитых стран в национальных природных парках и биосферных заповедниках. И это один из путей гармонизацити взаимоотношений человеческого общества и природы. К сожалению, в биосферном заповеднике «Аскания-Нова» за пределами заповедной зоны нет природных ресурсов для развития такого туризма, поскольку здесь отсутствуют территории с фермерскими ухоженными хозяйствами, лесными массивами, озерами и лугами. В ядерной части есть территория чудом уцелевшей первозданной целины, крупный дендрологический парк на искусственном орошении и большой зоопарк с полувольным содержанием диких животных. Все оазисного характера, красиво и совершенно.

Есть четкая законодательная база, откуда и сколько необходимо выделять средств для содержания учреждения такого уровня. Но в прошлом году мы получили по общему фонду на корма, топливо, запасные части и прочие необходимые расходы аж 102 тыс. грн., а в плане этого года они составят 86 тыс. грн. при необходимом минимуме в 1,88 млн.

А ведь законодательством Украины предусмотрено, что такие объекты должны содержаться за счет общегосударственных средств. К сожалению, в Минфине и Минэкономики считают, что заповедники могут выживать за счет за счет специального фонда -  то есть зарабатывания средств самостоятельно, эксплуатируя охраняемые природные ресурсы.

Благодаря тому, что заповедные территории в «Аскания-Нова» формировались его основателем Фридрихом Фальц-Фейном, как в режиме абсолютной заповедности, так и для созерцания и изучения мы можем частично использовать ресурсы дендропарка, зоопарка и степных объектов для эколого-воспитательной работы. В прошлом году приняли 138 тыс. экотуристов. Победа в конкурсе 7 природных чудес Украины, была лучшим признанием наших успехов и параллельно бесплатной рекламой. Но ресурс  экскурсионной деятельности ограничен в пределах 150 тыс. посетителей в зоопарк и дендропарк, 5 тыс. – экологическим маршрутом на микроавтобусе и 1,5 тыс. на повозке в сопровождении экскурсовода к стадам копытных животных среди заповедного участка Большой Чапельський под.

Часть средств поступает от саженцев древесных растений и диких копытных и птиц зоопарка. Эти средства - 2,2 млн. грн. - в прошлом году, по сути, и спасли заповедник.

Но что может произойти в случае карантина? Например, в 1981 году не приняли ни одного туриста! Еще недавно такая угроза витала над нами при лихорадке с птичьим гриппом. В последние годы мы не раз убеждались в «оперативности» принятия решений по выделению средств в случае чрезвычайных ситуаций. А животных кормить надо ежедневно, иначе коллекция, которая Кабинетом Министров отнесена к объектам, имеющим национальное достояние, быстро прикажет долго жить.

Ответственным за формирование бюджета страны чиновникам надо подходить к формированию бюджета таких учреждений не по остаточному принципу, выделяя средства только на защищенные статьи, потому что только минимальной зарплатой персоналу, заповедник не удержать. Помня о людях, мы забываем, об элементарном долге обеспечения животных условиями для нормальной жизнедеятельности. Причем, эти условия через Верховный Совет, мы, утверждая европейское направление развития, сами же возвели в ранг закона, только его не выполняем.

Особенно следует акцентировать внимание на развитии и содержании инфраструктуры вокруг объектов природно-заповедного фонда, как области бизнесовых интересов. Многие зарубежные национальные парки и биосферные заповедники имеют существенную поддержку от индустрии экотуризма, которая находится за пределами охраняемых зон: кемпинги, пункты питания, парковки, развлекательные центры и т.п.

К сожалению, ментальность наших предпринимателей такова, что нет понимания, что в инфраструктуру вокруг объекта надо вкладывать деньги и отчислять средства от деятельности этой сферы на содержание объекта, который является притягательным центром для туристов, а не только собирать их диким способом. А именно так это делается сейчас - организуют базары для выносной торговли или примитивные ночлеги без совершенствования или строительства нового.

В Аскании-Нова, например,  нет плавательного бассейна, что в условиях жаркой погоды особенно актуально, нет кинотеатра, достаточного количества мест в гостиницах,  с не заоблачными ценами. Отсутствует современная автозаправочная станция. Актуальным является строительство небольшого мусороперерабатывающего завода.

Так что в этом плане предстоит еще много работы с органами местного самоуправления. А при нашем менталитете, при низкой культуре отношения к собственному дому, в котором живем, на это уйдут годы. Приведу для сравнения пример. В 1990 году американцы из Сан-Диего, осматривая наш заповедник и зоопарк с полувольным содержанием животных, говорили, что их зоопарк Сан-Диего - всего лишь «маленькая Аскания». А сейчас там сафари-парк на 40 тыс. га. Это больше нашего заповедника со всеми зонами. У нас же продолжается передел земель то в интересах аграриев, которым все мало распаханной на 86% Херсонщины, то в интересах охотников, которые в сезон съезжаются со всей Украины. Как волки, устоят засады вокруг заповедника, а мы держим круговую оборону.

Для того чтобы отношения между нашими заповедниками и бизнесом приносили пользу, необходимо законодательно предусмотреть адресные отчисления в природоохранную сферу из доходов местного бизнеса. Сейчас же прослеживается паразитирование на заповедных объектах, в которые местный бизнес деньги не вкладывает.