- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Мнение: На 2010 год нужно принять сбалансированный бюджет
Показатель инфляции немного снижается, однако он все равно остается очень высоким со всеми вытекающими для страны последствиями. Вторая проблема связана с фискальной политикой. Третья — с деятельностью Национального банка.
Мы должны понимать, что 2009 год был кризисным. Поэтому, с одной стороны, нужно преодолевать последствия экономического кризиса, последствия антикризисной политики. С другой — нужно закладывать фундамент для экономического роста.
Очень важным является принятие более-менее сбалансированного бюджета на 2010 год. Нужно пойти на то, о чем сегодня так боятся говорить. Это секвестр бюджета, особенно его расходной части. Нужно понимать: денег на всех не хватит. Какие расходы необходимо сокращать уже в краткосрочной перспективе? Тут сложно советовать что-то конкретное. Нужно пересмотреть государственные программы. Радикально сокращать расходную часть нельзя. К примеру, нельзя полностью урезать расходы на военную сферу. Должны существовать определенные приоритеты. Возможно, стоит отказаться от очередного повышения социальных выплат.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТакже необходимо пересмотреть перечень тех обязательств, которые финансируются государством. Понятно, что проблему дефицита госбюджета и большого внешнего долга нельзя решить сразу, в течение одного года. Однако нужно контролировать размер внешнего долга. За последний год он существенно вырос. Нужно понимать, что экономика и общество должны жить по возможностям. Нельзя жить все время за счет каких-то заимствований. Заимствования дают возможность решить отдельные проблемы, но это не может быть ключевым элементом политики.
Я бы предложил разработать систему среднесрочного бюджетного планирования, которая дает возможность определять ключевые опорные точки и приоритеты как минимум на 3 года. Это могут быть 2010-2012 годы либо 2011-2013. Подобная система уже работает в России. Это дает им возможность перераспределять отдельные доходы и расходы бюджета.
Следующий вопрос, требующий внимания, — это монетарная политика. У нас НБУ решает две задачи, которые достаточно часто противоречат друг другу. С одной стороны, от банка требуют стабильности валютного курса, с другой — поддержки национальной валюты. В перспективе нам нужно выходить на инфляционное таргетирование. Это не означает, что мы отказываемся от идеи влияния на валютный курс. Мы должны отказаться от того, что НБУ в любых условиях должен держать курс.
Если мы хотим помогать отдельным предприятиям и сферам экономики, то должен быть четко прописан закон о принципах предоставления госпомощи. То, что происходит на данный момент, — это ручной контроль. Если мы хотим выделять субсидии, то кому и как, на каких принципах? Какая будет ответственность получателя субсидий за то, что он получил эти средства? Если мы говорим о субсидировании транспортных тарифов, то опять должен возникать вопрос — кому и как. Деньги должны выдаваться на очень жестких условиях. Если эта помощь используется неэффективно либо существуют злоупотребления, то предоставленные средства должны превращаться в кредитные займы. Это нормальный коммерческий подход. Нужно обратить внимание и на традиционный вопрос госзакупок. Государство закупает много, и нужно, чтобы процедура этих закупок стала более эффективной.
Игорь БУРАКОВСКИЙ
директор Института экономических исследований и политических консультаций