Мнение: Новой власти следует учесть не только ошибки правительства Тимошенко, но и собственные промахи, допущенные в 2003-2004 годах

Новой власти необходимо отказаться от политики экономического популизма. Это первое. Кардинальный пересмотр раздутой системы льгот, постепенное повышение тарифов на газ для населения — это требования не только МВФ, но и здравого смысла
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Во-вторых, необходимо отказаться от политики резких и непредсказуемых шагов в налоговой сфере, которые лишь вредят бизнес-климату и создают системные риски на будущее. Бизнес вряд ли простит новой власти шараханья — такие как, например, введение обязательной уплаты НДС для малого бизнеса или обязательной уплаты пенсионного сбора частными предпринимателями. Не говоря уже о сборе налогов наперед.

Или другой красноречивый пример — акцизная политика. Наперекор нормам Бюджетного кодекса правительство Тимошенко в прошлом году несколько раз бралось за внеочередное повышение акцизов на алкогольные напитки, сигареты, пиво, бензин. При этом меньше украинцы курить не стали, но начали экономить на других покупках: на молоке, сахаре и т.п. Это те деньги, которые недополучила экономика. С другой стороны, новой власти следует учесть не только ошибки правительства Тимошенко, но и собственные промахи, допущенные в 2003-2004 годах. Бизнес вряд ли захочет возвращаться к идее НДС-счетов или тех же НДС-облигаций.

В-третьих, новой власти следует помнить, что есть вещи, которые в принципе невозможно запретить, но их следует контролировать. Например, игорный бизнес. После официального запрета значительное количество игровых клубов «перепрофилировалось» в интернет-клубы и продолжает работать, уклоняясь от уплаты налогов. Здесь выход может быть один — легализировать игорный бизнес, но установить довольно высокий уровень налогообложения на этот вид деятельности. И главное — значительно усилить контроль как за соблюдением базовых требований (размещение в специально созданных зонах), так и за уплатой налогов.

В-четвертых, речь идет о возвращении к большой приватизации, в том числе при участии иностранных инвесторов. Первая продажа «Криворожстали» в 2004 году поставила большое пятно на репутации Януковича. Партии регионов нужно сначала развенчать имидж о продаже «только своим». Конечно, мировой экономический кризис не лучшее время для продажи предприятий. Но, с другой стороны, дальнейшее затягивание приватизации будет снижать стоимость и инвестиционную привлекательность объектов (в особенности это касается «Укртелекома», который постепенно теряет позиции на рынке телекоммуникаций).

Ростислав ПАВЛЕНКО

директор Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии