Мнение: Жизнь после траншей

Сейчас премьер-министр ведет переговоры с миссией МВФ о получении четвертого транша кредита stand-by в размере $3,8 млрд. Менее чем за год мы уже получили и потратили около $11 млрд. Самое время разобраться, на что потратили и как жить дальше
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ведь МВФ денег в таких объемах больше давать не будет. В этом году у нас упало все — и ВВП, и промпроизводство, и экспорт. Соответственно упали поступления в казну. Социальная ориентация государства загнала экономику в глухой тупик. Доходы бюджета падают, а соцстандарты понижать нельзя, можно только повышать. Неизбежно образуется громадный разрыв между обязательствами государства и его возможностями. В этом году этот разрыв заклеили деньгами МВФ. Но содержать Украину больше года фонд не сможет да и не захочет. В 2010 году разрыв между доходами и расходами не уменьшится. Бюджет составлен на базе не печального факта, а радужного и уже проваленного плана-2009. Следовательно, выполнен не будет. Для его латания придется использовать исключительно внутренние резервы. Вернее, один резерв, доступный правительству, — печатный станок НБУ. В этом году за счет денег МВФ финансировалось до 30% расходов правительства. В следующем потребность в дополнительном финансировании может составить до 50%.  

Вопрос, печатать или не печатать деньги в следующем году, уже не стоит. Вопрос — сколько печатать и как тратить. Пока правительство, как известно, предполагает занять на внутреннем рынке 120 млрд. грн. Эта эмиссия покроет около трети планируемых расходов бюджета. При почти полном отсутствии в проекте бюджета-2010 инвестиционной составляющей все деньги пойдут на выплату зарплат бюджетникам, пенсий и пособий. То есть прямиком на рынок. Если их не хватит, допечатают еще. А производство товаров, напомню, еще не скоро достигнет докризисного уровня. Даже без учета повышения соцстандартов сохранившееся предложение денег при сузившемся предложении товаров означает, во-первых, инфляцию, во-вторых — давление на гривню.

Никакие драконовские меры Нацбанка, никакие попытки стерилизовать этот вал свеженапечатанной гривни цели не достигнут: рынок получит больше денег, чем сможет освоить. При таком сценарии развития событий мы получим очень высокую инфляцию и очень резкий обвал курса национальной валюты.

Альтернатива есть только одна: значительную часть эмиссии направлять на стимулирование производства. Нам нужны товары, которые свяжут напечатанные деньги. А государственные инвестиции в производство — прямые или в виде дешевых кредитов — не выплеснутся на рынок немедленно, не станут угрозой для цен или курса. Напротив, они оживят и уплату налогов, и внутренние расчеты. В первую очередь нужно стимулировать импортозамещающие производства, это сократит спрос на валюту. Параллельно необходимо больше вкладывать в строительство, благо, приближение

Евро-2012 нас прямо к этому обязывает. Строительные заказы государства частично компенсируют металлургам падение спроса на внешних рынках и создадут массу вакансий для нынешних безработных.

Главный урок кризиса: давать деньги напрямую населению приятно для политиков, но губительно для страны. 

Сергей ТИГИПКО

политик, экономист 

Читайте также:

Эксперт: Повышенные соцстандарты могут девальвировать гривню

Тимошенко попросит МВФ про уступки?

Ющенко надеется, что МВФ даст Тимошенко больше кредитов