11 выводов для Украины из Минского протокола

Минский протокол создаст напряжение в Верховной Раде, наделяет ДНР и ЛНР определенным админстатусом, а о присутствии российских войск на Донбассе не говорится ни слова, считает эксперт Сергей Толстов

Минский протокол относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента России Владимира Путина, подписанный в пятницу, 5 сентября, в Минске, был опубликован на сайте ОБСЕ 7 сентября. Основной акцент в протоколе сделан на прекращении огня обеими сторонами.

В тексте протокола перечислен ряд договоренностей, касающихся начала процесса мирного урегулирования. Оценивая подписанный документ, можно сделать следующие выводы:

- Главный мотив, который обусловил поддержку президентом Порошенко подписания протокола о перемирии, заключался в минимизации последствий серьезных военных провалов в ходе "Антитеррористической операции" и массированного вторжения российских войск (после 23 августа).

- Разумеется, Леонид Кучма (в роли спецпредставителя Порошенко) не взял бы на себя ответственность за подписание этого документа, если бы не имел четких директив из центра. Подписывая это соглашение, Киев пошел на серьезные политические уступки. Фактически лидеры ДНР/ЛНР признаны в качестве субъектов урегулирования (их подписи стоят в протоколе), несмотря на то, что в законах, принятых Верховной Радой ДНР и ЛНР и определены как "террористические организации".

- Основные положения перемирия касаются прекращения боевых действий, обмена пленными и незаконно удерживаемыми лицами (заложниками). При этом, как можно предположить, вооруженные силы противоборствующих сторон должны оставаться на позициях, которые они занимали на момент объявления о прекращении огня (5 сентября). Предположительно, пункт о прекращении боевых действий будет выполнен лишь частично. Перестрелки будут продолжаться.

- Что касается пункта об обмене пленными и заложниками, в его выполнении можно ожидать существенного прогресса. Разумеется, если удастся преодолеть существующие препятствия. Так, 7 сентября со стороны ДНР было заявлено о недоверии Киеву в связи с задержкой составления списков пленных. Консультации и переговоры по этому вопросу продолжаются.

- "Минский протокол" предполагает признание Украиной "особого статуса" Донецкой и Луганской областей, или, по крайней мере, их отдельных районов, как это должно быть предусмотрено в Законе об особом статусе этих территорий ("О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"). Этот закон должен быть принят Верховной Радой Украины, что создаст существенное внутриполитическое напряжение. По сути это означает наделение ДНР и ЛНР определенным административным статусом, то есть их частичную правовую легализацию. С точки зрения ряда политических сил, включая формирующие правительство "Батькивщину" и "Свободу", это явно выглядит неприемлемым. Но если такой закон парламентом Украины принят не будет, власти ДНР и ЛНР будут решать вопросы организации внутреннего управления по собственному усмотрению.

- В протоколе обозначен запрет преследования "лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины". Это решение также предполагает принятие Верховной Радой соответствующего закона, который должен не допускать преследования сепаратистов. Этот вопрос также создаст существенное внутриполитическое напряжение в парламенте.

- Предполагается "осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (закон об особом статусе)". Соответственно, на не контролируемой Киевом территории Донецкой и Луганской областей могут быть созданы собственные органы местного самоуправления, которые будут представлять сепаратистов и выступать от их имени.

- Пункт о необходимости "продолжить инклюзивный общенациональный диалог" является сугубо элементом риторики, поскольку как до, так и после смены власти в феврале 2014 г. попытки организации такого диалога в Украине носили сугубо формальный характер. Соответственно, в нынешней редакции смысл такого диалога сводится к переговорам между киевской властью и ДНР/ЛНР, которые будет организовать крайне сложно.

- Протокол не упоминает о присутствии в Донбассе российских войск и необходимости их вывода с территории Украины. Вместо этого говорится о необходимости вывода незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины. Поскольку РФ не признает пребывания ее войск на украинской территории, о выполнении Россией 10-го пункта протокола говорить не приходится.

- Поставленные в протоколе задачи, касающиеся обеспечения "постоянного мониторинга на российско-украинской государственной границе" и "верификации со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ", напрямую зависят от сотрудничества с самой Россией. Иными словами, мониторинг и контроль миссии ОБСЕ на российско-украинской государственной границе будут зависеть от того, насколько и в какой мере это разрешат российские власти. Поскольку Украина не контролирует огромный отрезок границы, полагаться на твердое соблюдение соглашения со стороны РФ глупо и наивно.

- Работа Трехсторонней контактной группы не завершена. Она может собраться в расширенном составе в конце недели, возможно уже 9 сентября. В зависимости от расклада и баланса интересов, стороны переговоров смогут либо идти на частичные компромиссные решения, либо затягивать их на сколь угодно долгий срок.

Что ждет восток Украины: выборы под дулами автоматов и признание ДНР/ЛНР

Общий вывод, касающийся оценки политического содержания протокола Трехсторонней контактной группы, заключается в том, что до сих пор ДНР и ЛНР были по своей сути военными формированиями, которые не осуществляли на контролируемых ими территориях никаких управленческих функций. То есть, с точки зрения функций государственного и территориального управления они были и до сих пор остаются сугубо паразитарными структурами.

В новых условиях лидеры этих группировок получают частичное политическое признание (в форме участников процесса урегулирования и представителей территорий, имеющих "особый статус"). Такое признание, и, тем более, участие руководства ДНР/ЛНР и поддерживаемых ими кандидатов на местных выборах на контролируемых ДНР/ЛНР территориях (!), позволит им обеспечить политическую легализацию, включая создание собственного управленческого аппарата.

Более того — проведение таких выборов откроет возможность установления прямого контроля руководства ДНР/ЛНР над коммунальным хозяйством, торговлей, транспортной и энергетической инфраструктурой контролируемых территорий.

Что касается выборов на территориях, контролируемых ДНР/ЛНР, их лидеры вряд ли намерены отказываться от использования репрессивных мер против политических оппонентов. Соответственно, с их стороны можно ожидать всевозможных запретов и препятствий для участия в местных выборах кандидатов от украинских политических партий.

Относительно средств на восстановление экономики и инфраструктуры Донбасса, российский премьер Дмитрий Медведев уже заявил, что Россия поможет юго-востоку Украины, но восстанавливать его должен Киев. Иными словами, в российском правительстве хотят, чтобы Киев финансировал районы, контролируемые сепаратистами. При таком подходе с российской стороны, Киев должен поставить выполнение пунктов о программе экономического возрождения Донбасса и предоставлении гуманитарной помощи территориям, контролируемым ДНР/ЛНР в зависимость от вывода российских войск. В противном случае выделяемые Киевом средства должны идти исключительно на восстановление инфраструктуры территорий, контролируемых центральной властью.