АТО — защита от реальности

Я долгое время неосознанно игнорировала тему боев на востоке страны. Наверное, по той же причине, что и многие мои друзья, которые, кажется, постепенно возвращаются к привычной жизни, прерванной событиями нескольких прошедших месяцев

Только изредка в ленте социальной сети или в комментариях к живой беседе промелькнет упоминание: "там ребята в процессе АТО". АТО критикуют, анализируют, рассматривают под микроскопом личных соображений "как надо". А тем временем, достаточно задуматься на минуту об одном: на востоке реально воюют реальные ребята, они реально не знают, вернутся ли живыми, и абсолютно реально гибнут. Это трудно представить, верно?

Обывателям трудно. Тем, кто видел войну только в кино и учил в рамках курса всемирной истории — невероятно. Подозреваю, именно потому столько людей как будто сторонится этой темы. Даже само название "АТО" — небрежная аббревиатура, бездушная и бестолковая, помогающая скрыть любые настоящие чувства, она дает возможность говорить о событиях, не касаясь их лично. Ведь гораздо проще сказать "проходит АТО", чем "проходят бои". Потому что "бой" — семантически наполненное, сильное слово, способное родить в воображении целую вереницу тяжелых образов.

Помнится, когда Майдан был окроплен первой кровью, в обществе царил шок. Лучшего слова не найдешь. Это был шок от того, что внезапная, трагическая смерть реальна. Как любое пробуждающее переживание эта кровь перевернула восприятие украинцев и заставила их переосмыслить себя, свою роль в обществе, роль государства в целом. Но этот шок прошел, и постепенно смерть стала обыденным явлением. Такова особенность психики человека, она приспосабливается посредством стресса. Потому что стресс — естественная реакция организма на неопробованное, новое переживание. Как только организм вырабатывает способы "обращения" с аналогичными ситуациями, он снова уходит в автоматический режим, похожий на мирный дрейф лодки в тихом море. До следующего шторма. Смерти Майдана подготовили нас к принятию смерти вблизи. Но они также сделали нас чуть менее чувствительными к самому их факту.

Недавно я заглянула в кофейню в центре столицы. Юная хозяйка была словоохотлива и рассказала, что сама идея заведения родилась у нее незадолго до революции Майдана. Ремонт в помещении и сопутствующие работы пришлось делать во время того, как рядом, на соседней улице, стреляли снайперы и летели коктейли Молотова. Я спросила: почему вы не отложили затею в такой-то ситуации? Она пожала плечами и заметила: "Понимаете, мы слишком отвыкли от войны. Война — естественное дело. В ходе войны жизнь не прекращается. Все точно так же, только с чуть большими неудобствами и возросшей ответственностью за помощь своей стороне". Мы слишком привыкли к миру? Скажите ка?

Я слушала обучающий курс Парадоксы Войны. Профессор Принстонского университета сопровождал лекции огромным набором фотографий и иллюстраций времен Первой и Второй мировой. На некоторых фото можно было увидеть расслабленных сотрудников нацистских концентрационных лагерей на "корпоративном" пикнике, некоторые фото показывали солдат, мирно закуривающих около привязанного к столбу пленного, приготовленного к расстрелу. Я увидела множество фото и иллюстраций, на которых изображены скучающие, будничные лица людей в жесточайших обстоятельствах, мы видели такие только в кино, и посчитали бы натуральным сумасшествием. Профессор задал риторический вопрос: как получается, что война соединяет в себе обыденность и квинтэссенцию зверства? Как выходит, что весь этот кошмар становится "естественным"?

Человеку свойственно адаптироваться. Это верно, и помогает живому существу выжить в любых, даже самых тяжелых условиях. Для того чтобы защитить хрупкую психику от вредоносного влияния шокирующих ситуаций и переживаний человеку служит целый набор изумительных защит. С их помощью можно игнорировать события, подавлять их, забывать, вытеснять, интерпретировать "навыворот". Это удобно с точки зрения психического здоровья. Но в масштабе общества это провал.

Наши ребята в этой безликой "АТО" — солдаты. Они точно так же, как самые обыкновенные солдаты на передовой, нуждаются в поддержке. То, что им точно не нужно — наша способность искусно игнорировать происходящее и называть его общим безликим "АТО". На поле боя солдат испытывает предельные переживания, о которых мы и не подозреваем. Это смесь ужаса, одиночества, растерянности и дезориентации, невероятной физической усталости и нужды в самой обычной дружеской поддержке. До тех пор, пока мы защищаемся от реальности и стараемся восстановить былую жизненную рутину, мы лишаем их шансов на огромную энергетическую подпитку. А во многих случаях не только энергетическую. Думаю, сейчас совсем не время защищаться от стресса реальности, происходящей у нас под боком. Как раз наоборот, самое время принять ее, погрузиться в то, что "это действительно происходит, серьезно и страшно", и сделать очередной рывок поддержки, как мы делали это совсем недавно.

Гибнущие украинские парни стоят и намного большего. И если провидение руками политических лидеров нашей и соседней страны, наконец, прекратит испытывать многострадальный украинский народ на прочность, украинские солдаты должны получить самую полную и явную поддержку от каждого из нас без исключения. Потому что это те, кто на себе прочувствовал, что такое "вернуться в войну", "стать солдатом" (в историческом смысле этого жуткого слова) и "отдавать долг стране", где мы, критически настроенные, искусно защищенные граждане, можем позволить себе игнорировать реальность, рассуждая о логике АТО в уютной ленте социальных сетей.