Бахтеева: В фармацевтической отрасли нужно наводить порядок

Реформирование фармацевтической отрасли неразрывно связано с наведением порядка в этой сфере

15 июня в Верховной Раде Украины состоялись парламентские слушания на тему: "О современном состоянии и перспективах развития фармацевтической отрасли Украины".

Парламентские слушания, посвященные проблемам фармацевтической отрасли состоялись в начале комплексного реформирования всей системы здравоохранения, успешное проведение которой, по моему мнению, неразрывно связано с наведением порядка в  сфере фармации.

В октябре 2010 года Государственный Комитет статистики Украины провел опрос, по результатам которого 97% населения в течение года нуждались в медицинской помощи, в приобретении лекарств и медицинских изделий.

И каждый десятый из опрошенных не смог получить эту помощь из-за дороговизны медикаментов.
В то же время, Украина исторически считается фармацевтическим государством. У нас работает 137 производителей лекарств, 350 тысяч провизоров, фармацевтов и дистрибьюторов и  есть все условия для создания цивилизованной, современной системы обеспечения населения качественными и безопасными лекарствами. 
Если в 2002 году средневзвешенная рыночная стоимость упаковки зарубежного препарата составляла 9,8 грн., а отечественного 2 грн., то с они составляют соответственно 37,3 грн. и  7,1¬ грн.

Члены нашего Комитета специально занимались изучением этого вопроса, и фактически доказали, что цены на лекарства в процессе госзакупок завышались многократно. Это подтверждено также последней миссией ВОЗ в Украине.  По данным этой миссии, некоторые препараты для лечения ВИЧ-инфекции 2008-2009 гг. закупались Минздравом по ценам в 2 – 5 раз выше, чем их закупал Глобальный фонд (лопинавир/ритонавир – в 5 раз, а  нелфинавир, ставудин, зидовудин и др. препараты – в 2 и более раз дороже). 

Сейчас этими вопросами занимается Генеральная прокуратура, и я очень надеюсь, что она даст свою правовую оценку той коррупции, которая имела место в сфере государственных закупок Министерством здравоохранения.

Однако, нужно не только наводить порядок в госзакупках, но и на законодательном уровне принимать меры, позволяющие не допускать необоснованного повышения цен на лекарства, влиять на ценовую политику в этой сфере.


Думаю, одной из таких мер могло бы стать введение 10% ставки НДС на лекарственные средства. Этот шаг позволит ужесточить таможенный контроль за ввозом лекарственных средств на территорию нашей страны и сделает невыгодным завышение цены на лекарства до пересечения ими границы, поскольку за завышенную цену придется платить больший налог.

Сегодня Министерство занимается разработкой Концепции импортозамещения фармацевтической продукции. По мнению нашего Комитета, в основу этой Концепции должны быть положены, прежде всего, интересы пациента и системы здравоохранения. И дальнейшая разработка этого документа должна базироваться именно на этих принципах.

Мы должны понимать, что массовое импортозамещение не обязательно приведет к повышению доступности лекарств, зато существует риск того, что с рынка  исчезнут жизненно важные импортные лекарства, которые не производятся в Украине.
Сегодня в структуре фармрынков стран ЕС, даже крупнейших мировых производителей фармпродукции, показатели импорта превышают объем продукции локального производства в процентном выражении. В Германии импорт составляет 56%,  во Франции - 82%, в Великобритании - 69%.
Важно также детально проанализировать ситуацию с препаратами, которые присутствуют на нашем рынке?
Если в Украине зарегистрировано 14 тыс. 205 наименований лекарственных средств, то в формуляры включено чуть более 1 тысячи наименований.
А остальные тринадцать тысяч препаратов – это что? Где и как они используются? Какова их эффективность и безопасность?
Министерству здравоохранения следует в кратчайшие сроки упорядочить Государственный реестр лекарственных средств и исключить из него препараты:
•    которые имеют сомнительный лечебный эффект;
•    те, которые должны быть отнесены к БАДам;
•     те, которые зарегистрированы, но на протяжении нескольких  лет ни разу не ввозились  в Украину или не производились. 

Не могу не остановиться на такой важной проблеме как реклама лекарственных средств.
Парадоксальным является то, что структура потребления лекарственных средств (особенно в последнее время) совершенно не соответствует структуре заболеваемости и смертности населения.

Сегодня максимальный объем аптечных продаж составляют средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм, а также средства, действующие на респираторную систему. Средства же, влияющие на сердечно-сосудистую систему, занимают лишь третью позицию в ТОП -5 продаж.

О чем это говорит? Лишь о том, что  население занимается самолечением придуманных под воздействием рекламы болезней и совершенно не знает истинного состояния своего здоровья. 

В связи с этим я со своими коллегами подготовила законопроект №7007, который уже принят в первом чтении и в котором мы прописали полный и тотальный запрет рекламы лекарственных средств и биологически активных добавок в любых средствах массовой информации и на любых носителях

Тот круг проблем, который я очертила должен быть решен буквально в течении этого года.
Консолидация всех ветвей власти – президента, парламента, Кабинета министров, а также фармацевтической общественности дает нам уникальную возможность раз и навсегда навести порядок в этой важнейшей сфере жизни Украины.