Бизнес-инкубатор EastLabs ищет проекты, способные изменить мир

О том, как работает первый в Украине бизнес-инкубатор "посевной" стадии инвестиций EastLabs, созданный компанией Виктора Пинчука EastOne в конце пришлого года, "Делу" рассказала партнер акселератора Эвелина Бучацкий

Эвелина, расскажите, почему компания EastOne приняла решение создать инкубатор?

Первое, если честно, это потому, что этот сегмент имеет высокий потенциал. И еще потому, что нас вдохновляет возможность помочь молодым людям создавать свой бизнес. Наш инвестор любит все инновационное, прогрессивное и видит смысл инвестировать в людей, которые могут изменить мир. Поскольку мы находимся в Украине, а не в Силиконовой долине, конечно, присутствует огромный социальный элемент. Потому что мы практически все создаем с нуля. Инкубатор представляет собой своеобразный микс между финасовой и социальной составляющей, поэтому мы должны вкладывать немного больше сил и денег, чем если бы мы были в Силиконовой долине.

Как это все устроено?

EastLabs работает над новой концепцией инкубатора. Это "умные деньги", то есть не только деньги и офис, хотя и это тоже, а самое главное — менторский пакет. В этом заключается успех инкубатора. Обычно ментор — это предприниматель, который уже имеет хороший опыт создания предприятия, при чем может рассказать не только о своих успехах, но и о неудачах. Некоторые из наших менторов являются одновременно и инвесторами. У них есть свой взгляд на проект, четкое понимание того, что они хотят от проекта. Для нас это очень интересно, потому что мы хотим, чтобы после того как стартапы пройдут программу инкубатора, они нашли дополнительные инвестиции и продолжали продвижение своих проектов уже в фазе роста.

Людей, которые известны на рынке и могут быть менторами, можно сосчитать буквально на пальцах, и более того, они уже задействованы в других проектах по "выращиванию" стартапов. Планируете ли вы привлекать экспертов из-за рубежа?

У нас нет достаточного количества экспертов в Украине, потому что еще до конца не сформировалась экосистема интернет-предпринимательства. Мы надеемся, что в будущем эти ребята, которые работают с нами, добьются успеха и будут нашими менторами. Однако пока EastLabs еще нет и года, поэтому мы решили, что лучше, если у нас будет международный менторский пул, эксперты не только из Украины. Они дают совсем другие знания, у них абсолютно другой опыт. Так что сейчас инкубатор работает в тесной связке с местными и международными менторами. Список менторов можно посмотреть на веб-сайте. Это люди, которые каждый день получают и смотрят бизнес-планы и у них огромный опыт в выборе проектов.

В менторском пуле, кроме инвесторов, есть эксперты по направлениям, которые важны для развития IT-стартапов. Это юзабилити, юзер-экспириенс, юзер-девелопмент, вирусный маркетинг очень важен для стартапов. Так что мы стараемся создавать такой качественный менторский пул, который покрывает все важные направления для развития стартапов.

По какой программе идет работа в бизнес-инкубаторе?

Когда люди приходят к нам со своими идеями, обычно у них много желания, но не всегда они сфокусированы на чем-то одном и четко представляют цель проекта. А фокус очень важен для успеха стартапа. Они должны заниматься очень хорошо чем-то одним, а не миллионом идей, не распыляться.

Первый этап инкубаторской программы включает работу над бизнес-моделью. Надо точно знать, кто клиент, какие ценности несет проект, какие проблемы он решает для определенного сегмента. Предприниматели должны четко понимать, как они будут зарабатывать деньги и какие у них конкурентные преимущества.

После того как они хорошо понимают это, то начинают заниматься разработкой самого продукта. А после этого идет маркетинг. Они должны очень быстро делать продвижение своего продукта, потому что на сегодняшний день все очень быстро меняется. Если они ждут очень долго, появится еще сто стартапов, которые будут делать то же самое. Так что программа — это проработка продукта, бизнес-модели, маркетинг и подготовка к следующей волне инвестиций.

Сколько времени все это занимает?

Мы хотим, чтобы этот период был где-то между тремя-четырьмя месяцами. Понятно, что мы сейчас немного экспериментируем, работаем с первой группой стартапов. Дальше станет понятно, нужны ли какие-то адаптации, изменения, возможно, трех месяцев будет недостаточно. Мы понимаем, что должны быть гибкими.

Скажу, что в Америке в большинстве бизнес-акселераторов цикл продолжается три месяца, но это в Америке. В других странах бывает по-разному, доходит и до шести месяцев. У нас, скорее всего, работа с каждой новой волной стартапов будет продолжаться не больше 4 месяцев.

Какие стартапы могут попасть в инкубатор?

Мы смотрим стартапы, связанные с интернетом. Это может быть онлайн-бизнес, мобильные приложения, и цифровые медиа. Это три сегмента, которые мы смотрим. Если у них есть идеи, которые связаны с этими тремя направлениями, это уже первый шаг. Второй — очень желательно, чтобы у них была команда, а не просто один человек. Хорошо, когда есть как минимум два человека. Идея должна быть перспективной, разумной, но она может меняться в процессе работы в инкубаторе. Самое главное — это люди, учредители компании. Они должны относиться к проекту очень серьезно, потому что режим работы внутри инкубатора очень интенсивный.

В чем особенность первой волны стартапов, которые уже прошли в инкубатор?

У нас было около 40 заявок. Успешно этот этап прошли четыре команды, хотя есть такие, которым мы дали немного времени на доработку проекта и ждем у нас во второй раз.

Три из проектов, прошедших отбор, ориентированы на глобальный рынок, и один — на местный, с планами развиваться в сторону Европы. Я думаю, общего у них — это то, что они очень динамичны, талантливы. Словом, хорошие люди с огромным желанием быть успешными, и с пониманием, что это нелегко.

Один из проектов — это Runfaces, социальная видеосеть. В первый месяц после того как запустились, они собрали 12 тысяч зарегистрированных пользователей. И очень интересно, что несмотря на полное отсутствие маркетинга, большинство пользователей пришли из Америки. Это был показатель, что у них есть потенциал в США и вообще где угодно.

Вторая команда — My Team Voice. Стартап предлагает очень интересную технологию голосовой коммуникации для сетевых игр. Создатели стартапа раньше тоже занимались голосовыми технологиями, их проект не имеет аналогов. Понятно, что рынок онлайн-игр огромен и с каждым днем растет, поэтому у проекта большой потенциал.

Еще одна команда-финалист — это ActiveGift, которые тоже направлены на американский рынок. Они используют социальные сети, чтобы помочь людям выбирать подарки для своих друзей.

Четвертый проект — FindGuru. Это очень удобная система, через которую можно найти курсы в Киеве. Если они хорошо проработают пилотную модель в Киеве, они смогут легко реализовать то же самое в Москве, в Санкт-Петербурге, в Мадриде, есть планы по развитию и на других рынках.

Сколько инвестируете в эти стартапы? Сколько планируете получить взамен?

Стандартное предложение от EastLabs — это 20 тысяч долларов. За это мы берем 15% в компании. Это не просто 20 и 15, но это плюс офис на весь период инкубации, менторский пакет, поддержка в поиске следующих инвестиций. Это комплексное предложение, за которое мы получаем 15%.

Что в целом происходит на рынке стартапов? И участники, и эксперты говорят, что уже пошла вторая волна стартапов, которые интегрируются в социальные сети. Какие у них отличительные черты?

В отличие от пузыря доткомов 2000 года, сегодняшнее возбуждение вокруг интернет-проектов вполне обосновано, ведь для него теперь появился рынок. Миллионы людей имеют сейчас доступ к интернету, понимают и жаждут новых интернет-решений, которые делают их повседневную жизнь легче и веселее. Инвестирование в этот растущий сегмент совершенно логично.

Что нужно для того, чтобы украинский рынок развивался?

Украина, без сомнения, — страна талантов. Это известно всем. То, что может сделать EastLabs — это попытаться убрать барьеры, которые мешают талантливым людям заняться своим бизнесом. Есть таланты, есть развивающийся рынок, но нет поддержки на самых-самых ранних стадиях развития предпринимателей. Если будет такая поддержка, тогда есть больше шансов запустить процесс. Именно поэтому мы сфокусировали работу на "посевной" стадии. Если есть такая поддержка на самых начальных этапах, значит, талантливые люди больше не будут бояться становиться предпринимателями. И их история успеха привлечет дополнительных предпринимателей и тогда начнется полезный цикл — вот что старается сделать EastLabs.

Когда мы только начинали работать над его концепцией, то столкнулись с долей скептицизма со стороны инвестиционного сообщества. Кто-то даже говорил, что нужны годы для того, чтобы в Украине что-то сдвинулось. После старта и общения с таким количеством талантливых людей мы как никогда уверены в том, что мы выбрали правильный путь, и сдвиги произойдут гораздо раньше, чем прогнозировали скептики.