Бывший детдомовец Александр Гезалов о вредных "сладостях" для сирот

Александр Гезалов, внештатный эксперт программы "Сиротству-нет!", знает об интернатной системе не понаслышке, так как сам вырос в детдоме. К корпоративным благотворителям, активизирующимся в День Святого Николая, он относится крайне отрицательно
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Продай игрушки — помоги детдому", — эта лаконичная фраза руководителя социальных проектов россиянина Александр Гезалова отлично выражает суть его недовольства декабрьским "благотворительным бумом"- когда компании вдруг вспоминают, что надо устроить праздник сиротам.

В Украине он помогает как внештатный эксперт программе "Сиротству-нет!" фонда Рината Ахметова "Развитие Украины".

Delo.ua. спросило, что же так не нравиться в этой предновогодней благотворительности бывшему воспитаннику детского дома, сумевшему стать сильным и успешным. Он реализует социальные проекты, написал автобиографичную книгу "Соленое детство", является членом Общественной палаты РФ. Для детдомовца такое — большая редкость(из тринадцати выпускников его года в живых остался он один). У многих просто не получается нормально жить. Об этом говорит статистика преступлений, наркомании, самоубийств бывших интернатовцев.

К празднику "урожая" готовятся особенно тщательно

Безусловно, это имеет исторический контекст, когда все профкомы и замкомы заводов тогдашнего СССР решали, что уж на Новый-то год нужно сирот поздравить, и тем самым отметить уходящий год, и получить наслаждение от разового участия в жизни сирот. Причем дети готовятся к празднику "урожая" особенно тщательно. Они вообще часто уже начинают праздновать в начале декабря.: их отпускают с уроков, чтобы выучить песенку или стишок про Мамонтенка, который ищет маму, или стишок. При этом при разговоре с сиротами узнаешь, что чаще всего они выучивают одно-два стихотворения и все они про Деда Mороза и елочку. И готовы читать их даже летом, только чтобы разжалобить спонсора.

При этом мало кто понимает, что этим массовыми подношениями сбивают с толку сирот и делают их иждивенцами на всю оставшуюся жизнь, но и при этом не ставят перед собой задачу помочь ребенку сироте так, чтобы это дало и качество жизни, и обретение семьи — самого главного в жизни любого маленького человечка. Или если уже совсем нет возможности взять его в семью, возьмите его в гости, покажите иной, "застенный" мир, где ему завтра придется жить. Помочь — это научить обучать детей готовить еду, искать работу, обустраивать быт, быть добрыми и терпеливыми. Но многим нет дела до сиротского социального заказа, главное конфетку дать. Это уже длится многие годы. Пора это менять. Нам всем.

ащить" сразу всех — это утопия

Часто волонтеры гордятся тем, что ходят в детский дом и там чего-то делают, но уже по фотографиям видно, что дети как были сиротами внутри, так и остались ими. Просто порисовать это внешне имеет эффект, но часто дублирует деятельность государства. А вот системная работа, после которой дети, которые проявили в этом деле талант, пошли учиться в художественное училище, а если хорошо поют — в музыкальное училище — на это мало кто заточен. Главное просто быть рядом с сироткой, и чтобы именно увидели нас рядом с ним и похвалили, а то, что у сироты приколоченные от грусти глаза это мало кого волнует.

Но для того, чтобы внутреннее содержание ребенка менялось требуется иной подход. Взять не массу сирот, а одного. И вытащить именно его, потому что тащить сразу всех это утопия. А для иных найти других "бурлаков", чтобы это было единодушное участие, а не разовая забота, после которой наступает кризис, как у ребенка, так и у того, кто так и не смогу вытянуть его по образованию, желанию творить и созидать, а просто возюкал вместе с ним по принесенной бумаге каляки-маляки.

Чем меньше ребенок будет воспринимать себя сиротой, тем лучше

Лично я считаю, что надо желать максимального, но если невозможно помочь ребенку найти семью, то стать ему и другом, и наставником, и партнером. Чтобы даже если у сироты не образовалась семья, но были люди, которым он не безразличен. Это может быть и обучение самостоятельной жизни в будущем, помощь в подтягивании образования в школе, самоопределение с профессией, помощь в решении жилищного вопроса. Со знаниями он точно не пропадет, а вот с подаренным ни с того ни с сего скутером, точно завалится. Так как никакого усилия, чтобы получить его не сделал, а получил только потому, что сиротка. Но так всю жизнь не будет. И чем меньше он будет воспринимать себя сиротой, тем лучше. В этом его успех и сегодня, и завтра, и всегда. Давайте помнить об этом, встречая на своем пути ребенка-сироту. Часто от нас зависит, будет ли он созидателем или всю жизнь будет "сиротствовать".

Идеи, как с максимальной пользой помогать детям в интернатах "Продай игрушки — помоги детдому" можно прочитать на сайте Александра Гезалова