Чем Кипр отличается от Швейцарии и Лихтенштейна

В экономике Республики Кипр львиную долю дохода генерируют финоперации и услуги островных банков. В этом было ее преимущество, в этом же проявилась ее уязвимость.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Весной 2013-го бренд кипрской налоговой юрисдикции получил информационный удар. Обоснованность многих сообщений вопросов не вызывает: если вы — вкладчик и ваш депозит в каком бы то ни было островном банке замораживают и конвертируют в акции (в особенности — без вашей в этом заинтересованности), то реакция, в общем-то, объяснима и прогнозируема. Предпринятые Республикой Кипр меры — это шоковая терапия. Однако без них были бы невыполнимы условия получения финансовой поддержки Евросоюза.

Тем не менее, в интерпретациях произошедшего на Кипре многими допускается ряд неточностей. Первый нюанс, на который следует обратить внимание: остров Кипр — вопреки бытующему мнению — не оффшорная зона. Республика уже давно выведена из перечня таких зон и является юрисдикцией в составе ЕС, отвечающей требованиям FATF — международной организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И ошибочно утверждать, что на острове Кипр работают оффшорные компании.

Второй заслуживающий внимания момент: ключевое инвестиционное преимущество Кипра — разветвленная система межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения, в том числе — с Украиной, с Россией, со странами Евросоюза. Ровно такую же структуру имеют экономики Швейцарии, Сингапура, ОАЭ, Нидерландов, ряда других развитых государств. В этих фискальных юрисдикциях, как правило, взимаются три основных налога — на банковские проценты, на дивиденды и на прибыль компаний, даже ставки схожи — до 15%. Предпринимаемые Республикой Кипр меры не затрагивают этой системы межгосударственных договоров, хотя и предполагает повышение некоторых фискальных ставок.

Третье — причинно-следственное: большая часть проблем в финансовой системе Кипра обнаружились в 2011-м году, когда Греция оказалась на пороге дефолта. Экономики стран были тесно взаимосвязаны и греческая рецессия не могла не отразиться на Кипре. Среди прочего, кипрские банки активно кредитовали работающее в греческих фирмах население. Таким образом, кризис в Греции бумерангом ударил по Кипру.

Четвертое — прогнозное: в результате весенних событий однозначно сократится удельный вес финансового сектора в кипрской экономике, но это не отразится на качестве услуг островных банков, и со временем ряд клиентов, убедившись в безопасности юрисдикции, в ее нормальном функционировании, вернутся. В системе Кипра львиную долю дохода генерируют финансовые операции и услуги островных банков. Пожалуй, в этом ее главное отличие, например, от Лихтенштейна и Люксембурга, где, в основном, работают филиалы иностранных финучреждений. В этом было преимущество Кипра, в этом же проявилась его уязвимость.