Чем украинский рынок интересен российским атомщикам — руководитель "Атомэнергомаша"

Российская машиностроительная группа намерена плотно освоить поставки теплоэнергетического оборудования украинским генерирующим компаниям. Но с украинскими подрядчиками россияне планируют сотрудничать очень осторожно. Почему?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Своей оценкой перспективного сотрудничества с украинскими генкомпаниями в сфере модернизации теплового сегмента украинской энергетики Андрей Никипелов, генеральный директор "Атомэнергомаша" (АЭМ), машиностроительного дивизиона госкорпорации "Росатом", обратил на себя внимание, выступая на текущей неделе в Киеве рамках 11-го международного форума по топливно-энергетическому комплексу.

Никипелов довольно непубличен в Украине, хотя возглавляемая им компания владеет здесь мощностями и выстраивает определенные планы в отношении нашего рынка. Delo.UA решило в разговоре с руководителем АЭМ выяснить украинскую стратегию российской машиностроительной группы.

"Атомэнергомаш" известен на мировых рынках в первую очередь как производитель оборудования для атомных электростанций. Андрей Владимирович, откуда такой интерес к тепловой генерации?

Действительно, основным нашим производством в данный момент является атомное машиностроение, продукция которого занимает около 60% в портфеле заказов. Остальное не связано с атомной энергетикой. В ближайших планах — довести это соотношение до 50/50. Выполнить эту задачу мы надеемся в первую очередь за счет наращивания выпуска оборудования для тепловой энергетики. В составе группы есть компания, которая сегодня занимает лидирующие позиции в инжиниринге котельного оборудования.

Ситуация в этом сегменте немало определяется производственными схемами еще советских времен. На территории СССР существовало три больших производства котлов для теплоэлектростанций (ТЭС). Украинский регион традиционно обслуживался заводом "Красный котельщик" в Таганроге (сейчас входит в состав ОАО "Силовые машины" Алексея Мордашова — Ред.). На 78-ми блоках украинских теплоэлектростанций установлены котлы именно их производства, нашего образца — в Украине всего один (установлен на Криворожской ТЭС — Ред.). Мы нацелены на то, чтобы эту цифру существенно увеличить.

У нас есть представление о потребностях украинского рынка теплоэнергетики в таком оборудовании — мы исходим из утвержденной в вашей стране программы модернизации ТЭС до 2020 года. По этому документу в год должны модернизироваться четыре-шесть блоков. И мы ведем соответствующие переговоры со всеми генкомпаниями Украины: ДТЭК, "Донбассэнерго" и "Центрэнерго".

За счет чего вы собираетесь конкурировать в Украине с другими российскими и, тем более, европейскими производителями оборудования для теплоэнергетики?

Скажу так… Завод, который специализируется на изготовлении продукции для атомных электростанций, не сможет сделать вещь плохого качества. Критерии оценки продукции как для атомной генерации, так и для других сфер у нас одинаковы. Кроме того, конкуренцию по цене никто не отменял.

Некоторые украинские генкомпании проводят модернизацию своих мощностей за счет целевых кредитов и грантов, которые предполагают участие иностранных компаний в техническом перевооружении…

Мы готовы говорить и с заказчиками, и банками, обсуждать финансирование. Однако для этого нужна конкретика. В идеале — некая программа, а не разовая поставка оборудования, например, модернизация с четко определенными объемами и перспективами.

На какую долю украинского рынка котлов для теплоэнергоблоков вы нацелились в средне- или долгосрочной перспективе?

Мы понимаем, что украинский рынок техники для ТЭС отличается достаточно высокой конкуренцией. Однако рассчитываем занять на нем до 50% до конца действия утвержденной госпрограммы модернизации.

Ваша стратегия по украинскому рынку предполагает сотрудничество с нашими машиностроителями?

В Украине мы работаем с Сумским НПО им. Фрунзе. По определенным направлениям сотрудничаем с другими российскими машпредприятиями, не входящими в наш дивизион, но представленными на вашем рынке. Но здесь следует четко осознавать один момент… Никто не доверит стороннему/местному производителю выпуск стратегических комплектующих для своего оборудования — тех, от качества которых зависит весь контракт.

К примеру, изготовление поверхности нагрева и самого котла — это ответственная вещь, которую мы всегда будем делать сами, на подконтрольных мощностях. Однако у нас принят единый стандарт закупок. Любая компания может подать заявку на конкурс и, выполнив ряд условий, стать поставщиком для "Атомэнергомаша".

Ваш крупнейший поставщик — краматорский завод "Энергомашспецсталь" (ЭМСС), контроль над которым АЭМ получил в 2010 году. Планируете ли Вы развивать это производство?

В ноябре 2012 года мы запустили новые печь и систему газоочистки на ЭМСС, завершив крупную инвестпрограмму на этом предприятии. Мы повысили энергоэффективность производства, сократив потребление природного газа на заводе в три раза.

В модернизацию краматорского предприятия за последние годы было вложено около $300 млн. Этого уже достаточно, чтобы работать на хорошем уровне с любым заказчиком. Сегодня ЭМСС поставляет заготовки под все заказы для "Атомэнергомаша", для "Турбоатома". Заготовки покупает и General Electric, и Alstom, с которым у нас совместное предприятие, и производители ветроустановок.

С учетом данных соображений, особых инвестиций на 2014 год для ЭМСС мы не планируем.

"Атомэнергомаш" заявляет о возможности связной поставки — "котел и турбина" — с участием харьковского завода "Турбоатом". Будете ли вы претендовать на участие в конкурсе в случае приватизации "Турбоатома" в декабре 2013 года?

Соглашение о комплектной поставке с харьковским предприятием мы подписали в ноябре прошлого года. И мы очень заинтересованы в сотрудничестве с этим заводом. В данный момент эффективно показывает себя производственная связка ЭМСС с "Турбоатомом" — именно с точки зрения их взаимодействия в части поставки заготовок.

Что касается приватизации харьковского турбинного завода… Слухи о продаже госпакета акций "Турбоатома" циркулируют уже четвертый год. Наша позиция в этом отношении такова. Сначала должно быть принято четкое решение Фонда госимущества Украины о приватизации данного актива. А дальше мы будем рассматривать, насколько это предложение нам интересно.

Кроме тепловой генерации, в какие еще сегменты энергетического оборудования вы планируете зайти в Украине?

Мы готовы осуществлять поставки оборудования, участвовать в строительстве и продлении сроков эксплуатации атомных станций в Украине. К примеру, входящий в контур нашего холдинга институт "Гидропресс" является разработчиком реакторов типа ВВЭР, установленных на украинских АЭС. Когда будет принято решение по строительству 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС, мы намерены принять участие в этом проекте. Мы также заинтересованы не только в рынке атомной и тепловой энергетики, но рассчитываем активно участвовать в проектах газнефтехимии.

Группа "Атомэнергомаш" — машиностроительный дивизион российской госкорпорации "Росатом" — одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России. Группа производит и продает оборудования и инжиниринговые решения для АЭС и ТЭС, а также для предприятий газовой и нефтехимической промышленности. Объединяет свыше 50 российских и зарубежных компаний (в т.ч. в Украине, Чехии, Венгрии). Выручка АЭМ в 2012 году составила 52 млрд руб. (около $1,67 млрд по курсу Центробанка РФ).

Краматорское ПАО "Энергомашспецсталь" производит литые и кованые изделия для металлургии, судостроения, энергетики и общего машиностроения. С 2010 года входит в группу "Атомэнергомаш". 2012 год предприятие закончило с чистой прибылью 0,54 млн грн (в 2011 году чистая прибыль ЭМСС составила 31,98 млн грн).