- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Директор фонда братьев Кличко о бизнес-подходах и "гречкосеятелях"
Ключевые тренды частной филантропии на 2013 год
Ключевым фактором, который повлияет на дальнейшее развитие филантропии, станет новый подход к пониманию ее сути. Сегодня в мире существует тенденция к определению филантропии не только как синонима классической благотворительности — помощи нуждающимся людей, но и как инструмента системных социальных изменений. Таким образом, высшей ступенью филантропии, станет системное долгосрочное изменение общества путем поиска корня проблемы и механизмов его устранения. Другими словами: дать голодному рыбу — это классическая благотворительность, дать удочку и научить ловить рыбу — это современная филантропия.
Об инновациях в филантропии — в стратегии и инструментарий, моделях финансирования
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВ 2013-м для филантропии особо актуальным будет вопрос поиска новых источников финансирования и новых форм их аккумуляции. Стремительно будет расти число инноваций в благотворительном финансировании, благотворительных сервисов, которые помогают жертвователям наиболее эффективно перечислять средства. Фонд братьев Кличко сейчас как раз запускает уникальный для Украины сервис — "кнопку" в социальных сетях, с помощью которой можно будет пожертвовать средства на выбранный проект Фонда сотней разных способов.
Также актуальным будет организационное укрепление и повышение эффективности работы самих благотворительных организаций и фондов: в борьбе за финансовый ресурс победят наиболее публичные и прозрачные, ведь жертвователи хотят понимать, на что идут их деньги. К примеру, Фонд братьев Кличко регулярно рапортует о своих проектах и финансовых расходах, что позволяет нам собирать одни из самых больших пожертвований в Украине.
Еще одним трендом в современной филантропии — конструктивность и креатив — люди устали от постоянных "страшилок" в виде социальной рекламы. Филантропия использует новые методы, чтобы "достучаться" до умов и сердец, к примеру, телемарафоны, массовые флеш-мобы, которые привлекают внимание к общественно важным вопросам, делают сам процесс помощи интересным и увлекательным для того, чтобы у всех участников процесса осталось приятное послевкусие и желание повторить.
О факторах позитивных перемен
Одним из важнейших факторов, способных в корне изменить "лицо" благотворительности, является использование бизнес-подходов в своей деятельности. Благотворительными организациями стремятся управлять как коммерческими предприятиями, предъявляя высокие требования к финансовой и общественной эффективности их работы. Такой подход будет способствовать переходу филантропических фондов на качественно новый уровень.
Также в Украину приходит понимание необходимости создания целевых фондов — эндаументов. Доход от инвестирования средств такого фонда направляется в создавшую его организацию. Наиболее известным эндаументом является Фонд Нобеля, который ежегодно выдает премии за счет процентов от капитала великого филантропа.
О рисках 2013 года: какие события не пойдут на пользу филантропии
Наибольшими вызовами и угрозами для украинской филантропии являются нестабильные экономическая и политическая ситуации. Отнюдь не радужная перспектива девальвации гривны и очередного экономического кризиса заставляют украинцев, наученных горьким опытом 2008-го, затягивать пояса потуже и откладывать деньги на "черный день". Тяжело в такой ситуации объяснить людям необходимость жертвовать на благотворительность. Поэтому актуальными станут новые подходы к филантропии.
Свою ложку дегтя добавят и предстоящие выборы (в частности в Киеве). Слишком велика вероятность, что снова начнется "гречкосейство", которое дискредитирует саму идею благотворительности. Украинские политики в борьбе за власть очень часто пытаются сделать благотворительность разменной монетой в политической игре.
После последних выборов в Верховный Совет многие твердо уверены, что просто так никто никому никогда не помогает и за любое благо надо расплачиваться: голосом, поддержкой, участием в агитационных акциях или вывешиванием плакатов на балконах. Как с этим бороться? Благотворительные организации должны делать добрые дела системно.