Директор фонда братьев Кличко о бизнес-подходах и "гречкосеятелях"

Директор Фонда братьев Кличко Анна Старастенко о ключевых трендах и главных рисках филантропии в 2013 году. И о новых возможносях. Например, Фонд как раз сейчас запускает в соцсетях "кнопку" для сбора пожертвований 100 разными cопсобами

Ключевые тренды частной филантропии на 2013 год

Ключевым фактором, который повлияет на дальнейшее развитие филантропии, станет новый подход к пониманию ее сути. Сегодня в мире существует тенденция к определению филантропии не только как синонима классической благотворительности — помощи нуждающимся людей, но и как инструмента системных социальных изменений. Таким образом, высшей ступенью филантропии, станет системное долгосрочное изменение общества путем поиска корня проблемы и механизмов его устранения. Другими словами: дать голодному рыбу — это классическая благотворительность, дать удочку и научить ловить рыбу — это современная филантропия.

Об инновациях в филантропии — в стратегии и инструментарий, моделях финансирования

В 2013-м для филантропии особо актуальным будет вопрос поиска новых источников финансирования и новых форм их аккумуляции. Стремительно будет расти число инноваций в благотворительном финансировании, благотворительных сервисов, которые помогают жертвователям наиболее эффективно перечислять средства. Фонд братьев Кличко сейчас как раз запускает уникальный для Украины сервис — "кнопку" в социальных сетях, с помощью которой можно будет пожертвовать средства на выбранный проект Фонда сотней разных способов.

Также актуальным будет организационное укрепление и повышение эффективности работы самих благотворительных организаций и фондов: в борьбе за финансовый ресурс победят наиболее публичные и прозрачные, ведь жертвователи хотят понимать, на что идут их деньги. К примеру, Фонд братьев Кличко регулярно рапортует о своих проектах и финансовых расходах, что позволяет нам собирать одни из самых больших пожертвований в Украине.

Еще одним трендом в современной филантропии — конструктивность и креатив — люди устали от постоянных "страшилок" в виде социальной рекламы. Филантропия использует новые методы, чтобы "достучаться" до умов и сердец, к примеру, телемарафоны, массовые флеш-мобы, которые привлекают внимание к общественно важным вопросам, делают сам процесс помощи интересным и увлекательным для того, чтобы у всех участников процесса осталось приятное послевкусие и желание повторить.

О факторах позитивных перемен

Одним из важнейших факторов, способных в корне изменить "лицо" благотворительности, является использование бизнес-подходов в своей деятельности. Благотворительными организациями стремятся управлять как коммерческими предприятиями, предъявляя высокие требования к финансовой и общественной эффективности их работы. Такой подход будет способствовать переходу филантропических фондов на качественно новый уровень.

Также в Украину приходит понимание необходимости создания целевых фондов — эндаументов. Доход от инвестирования средств такого фонда направляется в создавшую его организацию. Наиболее известным эндаументом является Фонд Нобеля, который ежегодно выдает премии за счет процентов от капитала великого филантропа.

О рисках 2013 года: какие события не пойдут на пользу филантропии

Наибольшими вызовами и угрозами для украинской филантропии являются нестабильные экономическая и политическая ситуации. Отнюдь не радужная перспектива девальвации гривны и очередного экономического кризиса заставляют украинцев, наученных горьким опытом 2008-го, затягивать пояса потуже и откладывать деньги на "черный день". Тяжело в такой ситуации объяснить людям необходимость жертвовать на благотворительность. Поэтому актуальными станут новые подходы к филантропии.

Например, массовый сбор средств (краудфандинг) через интернет. Если каждый второй украинец пожертвует всего 2 гривны на какой-то проект — это будет более 50 000 000 гривен. Представьте, как такой масштабный проект может изменить жизнь всей страны!

Свою ложку дегтя добавят и предстоящие выборы (в частности в Киеве). Слишком велика вероятность, что снова начнется "гречкосейство", которое дискредитирует саму идею благотворительности. Украинские политики в борьбе за власть очень часто пытаются сделать благотворительность разменной монетой в политической игре.

После последних выборов в Верховный Совет многие твердо уверены, что просто так никто никому никогда не помогает и за любое благо надо расплачиваться: голосом, поддержкой, участием в агитационных акциях или вывешиванием плакатов на балконах. Как с этим бороться? Благотворительные организации должны делать добрые дела системно.