Еще один дефицит

Том Купе о "качественных" мужчинах, рынке второго брака и инновационной составляющей нехватки сильного пола

мы с вами, конечно же, слышали о дефиците бюджета, особенно - в последнее время, когда Международный валютный фонд усиленно давил на украинское правительство с тем, чтобы оно удержало дефицит бюджета в допустимых рамках. Но на прошлой неделе информагентство УНИАН объявило о том, что в Украине появится новый вид дефицита. Ссылаясь на последние данные статистики, опубликованной на сайте Госкомстата Украины, агентство сообщило, что дефицит мужчин в вашей стране составляет 3,6 млн человек. И правда: в то время как число женщин в составе украинского населения достигает 24,8 млн, мужчин - всего 21,2 млн. В пересчете на индекс соотношения между полами для Украины он составляет 0,85.

По сравнению с данными из других стран показатели этого дефицита в Украине вызывают тревогу. Хотя в целом мальчиков в вашей стране традиционно больше, чем девочек, эта тенденция характерна лишь для людей молодого возраста. Мужчины в Украине умирают в гораздо более раннем возрасте, чем в других странах. Согласно статистике ЦРУ (CIA World factbook), для возраста от 16 до 64 лет на каждые 100 женщин в Украине приходится только 92 мужчины. В большинстве развитых стран это соотношение составляет 100-104 мужчины на каждые 100 женщин. А в Китае, даже с учетом "политики одного ребенка", проводимой властью страны, соотношение мужчин и женщин в этой вековой категории составляет и вовсе 106 на 100 соответственно.

Гендерный дисбаланс может иметь далеко идущие последствия. Особенно - с точки зрения влияния на то, что экономисты называют "ярмаркой невест". Когда на небольшое количество женщин претендует много мужчин, чтобы добиться благорасположения хорошей невесты, они вынуждены соревноваться. Точно так же, когда на ограниченное количество мужчин приходится большое количество женщин, женщинам также приходится конкурировать за достойного жениха. Эта конкуренция влияет на инвестиции мужчин и женщин в человеческий капитал, их способность приходить к согласию внутри отдельной семьи, так же, как и на состояние рынка рабочей силы.

К примеру, в своей недавней работе Лена Эдлунд из Колумбийского университета, используя китайские данные, вместе со своими соавторами обнаружила, что в тех провинциях КНР, в составе населения которых превалируют мужчины, они вкладывают больше средств в образование, в то время как женщины - наоборот, меньше. При этом, несмотря на полученное высшее образование, мужчины более подвержены безработице и более склонны жениться на более молодых, но менее образованных и меньше зарабатывающих женщинах. Более высокий индекс соотношения между полами приводит к тому, что женщины тратят все меньше времени на работу по дому (а мужчины - все больше) и принимают все большее участие в принятии решения о крупных покупках. Кроме того, Эдлунд с коллегами обнаружили, что повышение индекса соотношения между полами в возрастной категории от 16 до 25 лет всего на 1% приводит к росту насилия и преступлений против собственности сразу на 3,7%.

К похожим выводам пришла и Элизабет Брейнерд из Колледжа Уильямса (Williams College). Основываясь на том факте, что Вторая мировая война унесла жизни непропорционально большого числа русских мужчин и оказала, таким образом, огромный эффект на индекс соотношения между полами в России, Брейнерд установила, что те российские регионы, которые имели более низкий уровень этого индекса, имели также и большее количество внебрачных детей, большее количество абортов и меньший уровень рождаемости. Кроме того, дети в этих регионах традиционно отличались более слабым здоровьем, чем в других.

Впрочем, более внимательно взглянув на украинскую статистику, несложно увидеть, что в возрасте до 30 лет индекс соотношения между полами в вашей стране приблизительно равен единице. А значит, напрямую перенести на Украину все вышеприведенные выводы, скорее всего, нельзя. Но тот факт, что так много украинских мужчин умирают в очень раннем возрасте, говорит о том, что число "качественных" мужчин ограничено даже до 30-летнего возраста. После же 30 лет женщины начинают количественно перевешивать мужчин, и с возрастом конкуренция за противоположный пол становится все более тяжелой для женщин и все более легкой - для мужчин. Таким образом, все вышеприведенные рассуждения приложимы в Украине больше к "рынку второго брака", чем к "рынку первого брака".

Наконец, сокращение ведет не только к конкуренции, но и к инновациям. Столкнувшись с уменьшением количества мужчин, женщины начинают меньше на них рассчитывать. Выражаясь словами Ареты Франклин и Анни Ленокс, "сестры делают это для себя" (Sisters are Doin' it For Themselves).

Том Купе, директор Киевской школы экономики