Единственное, что госслужба может предложить топ-менеджерам, это самореализация — Елена Вольская

Кадровики и бизнес-консультанты активно помогают государству переманивать топов из частного сектора. Елена Вольская, управляющий партнер консалтинговой компании EBS, принимала участие в первичном отборе кандидатов на должности крупнейших госпредприятий, а сегодня помогает укомплектовать штат Киевобладминистрации
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как вы попали в пул государственных хедхантеров?

Мы проводили организационный аудит в Министерстве инфраструктуры, задачей которого было показать картину распределения функциональных обязанностей. Руководитель ведомства попросил меня поучаствовать в качестве консультанта в отборе кандидатов на руководящие должности в ряд госпредприятий. Так началась моя карьера государственного хедхантера.

Речь шла о генеральных директорах для "Уркзализныци", аэропорта "Борисполь", аэропорта "Львов" и "Укрпочты". Сейчас ищем директора департамента науки и образования и руководителя направления туризма для Киевобладминистрации.

С какими сложностями пришлось столкнуться, отбирая персонал?

На сложные позиции всегда не хватает подходящих кандидатов. В то же время объединить пожелания работодателя и реальные возможности кандидатов иногда очень трудно.
По сути они идут на войну с государственной машиной. Много работы, персональный риск, низкая зарплата, неясные перспективы, ответственность — такой "пакет" мало кого устроит, и радикально поменять свою карьеру готовы далеко не все, даже на волне патриотизма. Менеджеры высокого уровня, способные решать комплексные проблемы, дорого стоят на рынке труда, и единственное, что им можно сегодня предложить, — это самореализация.

Насколько вы удовлетворены "ассортиментом" рынка?

Как правило, собиралось много резюме, но из них 80-90% не соответствовали критериям, ни по формальным признакам, ни по сути. Да и результаты собеседований оставляют желать лучшего.

Кроме того, законодательство существенно ограничивает пул кандидатов. Если читать регулирующие проведение конкурса документы буквально, в списки должны попасть только люди с профильным образованием и опытом работы в госпредприятиях.

У вас были планы пойти на госслужбу?

Сегодня работа и госпредприятий, и госорганов крайне непродуктивна. Мне бы не хотелось тратить свою энергию на подписание бумаг, которые не генерируют ничего нового, не хотелось бы стать частью системы. А для того, чтобы ее ломать, не обязательно быть внутри. Это то, чем, как правило, и занимаются консультанты в корпоративном секторе — добиваются позитивных изменений, не замещая при этом персонал клиента.

Какие плюсы и минусы вы видите в коммерческих менеджерах на госдолжностях?

Я не вижу ни одного минуса. Любое госпредприятие — это прежде всего бизнес, задача которого зарабатывать прибыль и дивиденды акционеру, в данном случае государству. Поэтому менеджеры из бизнеса являются, пожалуй, единственно оправданным выбором.
Профессиональный чиновник не сможет поменять практику и культуру госслужбы, поскольку он ее часть и не имеет иного опыта. Только люди из другой среды способны увидеть очевидное и провести изменения, они привыкли работать на результат, а это основное, чего не хватает украинским чиновникам. Да, уходит определенное время на изучение работы ведомства и оценку его функций. Но как минимум люди из бизнеса приносят новое — в коммуникациях, в инструментах и гаджетах, стиле руководства, мотивации и оценке результатов.