Эксперт: Закрепление за государством первоочередного права на выкуп сельхозземель – это узаконенное принуждение крестьян к даче взяток

Председатель общественной организации «Крестьянский фронт» Аркадий Корнацкий прокомментировал заявление министра аграрной политики о том, что он «поддерживает предложения фермеров закрепить первоочередное право на приобретение земли за государством»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Во всем цивилизованном мире, который обычно ассоциируется со странами с развитой рыночной экономикой, есть одна едва ли не важнейшая аксиома: все участники рынка, в том числе государство, равны, имеют одинаковые права. Впрочем, это касается не только рыночных отношений.

Согласно главным украинским законам - Конституции и Гражданскому Кодексу, все субъекты права также равны перед законом, а их правоотношения должны быть основаны на юридическом равенстве и свободном волеизъявлении. Многострадальный Земельный Кодекс Украины также закрепляет (во всяком случае, пока) принцип равенства земельных прав граждан, предприятий, общин и государства.

Удивляться приходится, потому что эти постулаты, похоже, совсем неизвестны украинским властям, во всяком случае, тем, кто всячески старается законодательно закрепить преимущественные права государства на выкуп сельхозземель. Ради обеспечения видимости реальной потребности в этой воровской бюрократически-коррупционной причудливой прихоти, Минагрополитики последнее время организовало и демонстрирует обществу мыльную оперу под названием «Народ и бизнес требуют, чтобы чиновники отобрали у них землю». Мол, с фермерами встречаемся через день, с владельцами земельных паев - еженедельно, уже едва отбиваемся от требований об первоочередном праве государства на скупку земельных паев.

Для непосвященных следует пояснить, что круг лиц, имеющих преимущественные права на приобретение имущественных прав, определен во всех правовых системах еще с древних времен, очерчен он и в действующем украинском законодательстве, в тех же Гражданском и Земельном кодексах. Опять же, в цивилизованных государствах этот круг составляют рядовые граждане, а вот в варварских, диктаторских - сюзерены, чиновники. Нынешняя украинская власть, как видно из ее земельных законопроектов, спит и видит правовые условия рабовладельческой или раннефеодальной эпох.

Это относительно юридической оценки правовых новелл министра Присяжнюка.

А что касается практических последствий внедрения первоочередного права государства на скупку земли, это:

- Создание идеальных условий для махровой бюрократической волокиты.
- Узаконенное принуждение крестьян к даче взяток.
- Замедление, а во многих случаях и полное прекращение инвестиционных процессов.
- Прямые и очень значительные материальные потери крестьян-землевладельцев.
- Новые, и немалые затраты бюджетных средств на одни лишь формальности при письменном общении с крестьянами - продавцами земель.
- Массовое, по всей Украине, создание хаоса, чересполосица в землепользовании, и как следствие - ухудшение условий для сельхозпроизводства.
- Огромные затруднения для сельхозпроизводителей в приобретении на договорных условиях арендованных и соседних с ними земельных участков.
- Для сельхозпроизводителей «не от власти» - значительное повышение стоимости приобретения земли вследствие необходимости покупать землю не у крестьянина, а у чиновника.
- Для сельхозпроизводителя или его имитатора «от власти» - прекрасная возможность приобретения земли за бесценок, даже в ущерб государству, от чиновника.
- Подарок для так называемого рейдера, то есть лица, через коррупционные, силовые возможности, как правило, с использованием властного ресурса, противоправно захватывающего чужую собственность, в данном случае - фермерские хозяйства, крестьянскую землю.

 И не забудьте, что наш чиновник "один" говорит, а "три" в уме держит. О первоочередной купле-продаже - это только так, для отвода глаз говорится, на выкуп и денег нет, разве что новые напечатают; основное, как всегда, между строк будет прописано - как хапнуть бесплатно, «на халяву», тех же вроде выморочного, т.е. лишившихся владельца земель, тех, которые временно не обрабатываются или никому не предоставлены, хотя обойденных земельным паем или участком для личного крестьянского хозяйства - сотни тысяч.

Из властного законопроекта «О рынке земель», с каждой его буквы, из каждой идеи, во все стороны торчит страстное желание заграбастать чужое, создать как можно больше кормушек для себя, любимых. В этом направлении начали двигаться авторы земельно-рыночного законопроекта с самого прихода к власти.

Еще весной 2010-го придумали влезть в частные землевладения проектными дорогами, которых нет, а если бы и были, то из частных, а не государственных земель. Теперь хотят объявить их государственными с 1 января 2012 года, с введением в действие закона «О земельном рынке», тем самым признав, что эти земли сейчас являются частными.

То же самое хотят сделать со всеми несельскохозяйственными угодьями, в частности, с земельными участками под хозяйственными дворами, фермами, токами, водохозяйственными объектами и т.д. Это десятки и сотни тысяч гектаров земель по всей Украине, которые были разгосударствлены, переданы в коллективную, а по нынешнему говоря - общую собственность крестьян. Без этих земельных участков сельхозпроизводство невозможно, и чиновье племя это очень хорошо знает, но делает все, чтобы отобрать.