Есть ли будущее у электронных платежей в Украине?

Александр Чижов, совладелец платежной системы "ОМП-2013" о том, что необходимо для стимуляции развития рынка электронных платежей в Украине

Увеличение доли безналичных расчетов и сокращение расходов на поддержание наличного денежного оборота — общемировая тенденция, которая не обошла и Украину. По данным НБУ, сумма электронных платежей в Украине постоянно растет. С января по июнь 2014 года их общая сумма выросла на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила более 6 трлн грн. То есть, рынок эволюционирует, появляются новые технологии и альтернативные способы оплаты.

Тем ни менее, в попытке контроля над электронными платежами, Нацбанк внес изменения в некоторые нормативные акты по вопросам осуществления операций с электронными деньгами и своим постановлением №378 от 19.06.14, установил новые ограничения, не обратив внимания на доводы со стороны бизнес сообщества.

С этого момента в Украине разрешаются переводы, не превышающие 500 грн в день, 4 тыс. грн в месяц и 35 тыс грн в год, а на одном электронном кошельке нельзя хранить больше 8 тыс. грн. Данными ограничениями Украина фактически запрещает ведение электронного бизнеса.

Кроме того, НБУ сократил перечень лиц, которые имеют право обратиться к нему с целью согласования правил системы электронных денег: заявителем может быть только банк. Тем самым НБУ пытается навязать банкам заниматься непрофильной для них деятельностью, и, одновременно, ограничивает возможность развивать данный метод расчетов менее крупным финансовым учреждениям.

Сам же рынок платежей в состоянии стагнации. Например, на терминальном рынке сейчас работают преимущественно те игроки, которые зашли в этот бизнес 8-9 лет назад, когда он был привлекателен и показывал динамичный рост. Примерно три года назад, после перехода рынка под активный контроль регулятора (НБУ) и начала политики ужесточения требований в пользу банков, развитие остановилось.

В то время происходило активное общение бизнеса с представителями НБУ, и эксперты, в том числе со стороны банков, указывали на то, что данный бизнес для них не представляет интереса, ведь является высокозатратным и низкомаржинальным. Активно развиваться в этом направлении впоследствии начал только Приватбанк, позже к нему добавилось еще несколько банков.

Далеко не каждый банк и сегодня готов вкладываться в разработку процессинга, закупать терминалы и создавать операционные компании по их обслуживанию, работать в удаленных населенных пунктах. Драйвером развития на этом рынке мог бы стать малый и средний бизнес, который сейчас, к сожалению, зарабатывать на нем не может.

Результатом несовершенства законодательства стало усиление монополизации рынка, отсутствие здоровой конкуренции и невозможность выхода на него новых участников. Речь сегодня идет уже не столько о развитии рынка электронных платежей, сколько о его спасении.

Сейчас важно скорректировать действующее законодательство так, чтобы расширились права субъектного состава участников рынка. Это позволит обеспечить доступ на него небанковских финансовых организаций и придаст значительное ускорение развитию рынка, повысит качество услуг и надежность, а также расширит сферу применения электронных платежей.

Несмотря на все вышесказанное, стоит отметить, что в данное время в Украине большей популярностью у населения пользуются именно небанковские системы денежных переводов, с помощью которых пользователи пополняют всевозможные счета и оплачивают различные услуги. Они являются своеобразными надстройками интеграторами — OTT сервисом, предлагая клиенту в том числе и банковские продукты основных игроков рынка.

Бизнес сегодня не питает иллюзий относительно мгновенных изменений в столь консервативной среде, как финансовая, но искренне рассчитывает, что сегодняшнее руководство НБУ наконец отреагирует на потребности рынка.

Для движения вперед необходимо соблюдение баланса в коммуникациях между бизнесом, экспертным сообществом и представителями регулятора. От этого во многом зависит реформирование сферы электронных платежей и синхронизация нашего законодательства с нормами ЕС. Только тогда платежная инфраструктура, инструменты и технологии смогут по-настоящему развиваться.