Этот город у моря: почему Украине важно сберечь Мариуполь

Значение Мариуполя сейчас сложно приуменьшить. Он — ключевой пункт на пути в Крым, который так стремится "прорубить" Россия. Он — крупный промышленный центр и порт. Но главное — сейчас он оплот Украины на востоке.

Последние события в Донбассе оставляют стойкое ощущение, что Мариуполь — последний бастион в переделе территорий между Украиной, псевдореспубликами "ДНР" и "ЛНР" и Россией. Если российские войска в ближайшие дни не войдут в город, ситуация, вероятно, будет заморожена до весны в том состоянии, в котором она пребывает сейчас — территории, принадлежащие Украине, останутся за Украиной, а те населенные пункты, которые сейчас под "ДНР" и "ЛНР" будут управляться псевдореспубликами. И с учетом этого #Мариупольнаш становится еще важнее.

Сегодня почти "полумилионный" Мариуполь полностью зависим от индустрии, находящейся на территории города. В целом здесь разместились 56 разнообразных промышленных предприятий, крупнейшие из которых — завод "Азовмаш", комбинат "Азовсталь" и меткомбинат им. Ильича. Когда-то, еще во времена председательства на Мариупольском меткомбинате Владимира Бойко, в городе мог образоваться свой маленький, но хорошо построенный коммунизм. Этакая республика на самообеспечении: свои инфраструктурные объекты, сельскохозяйственные предприятия, переработка сельхоз продукции, сфера обслуживания. Но не сложилось — новым владельцам ММК такой проект оказался не нужен.

Хотя коммунизм не построился, три перечисленных предприятия продолжают существенно влиять на жизнь города. Совокупно на них работает десятая часть населения Мариуполя, а их годовой оборот превышает 50 млрд грн. Но без ложки дегтя здесь не обошлось. "Азовмаш" давно уже не работает в полную силу — из-за того, что основным покупателем его вагонной продукции была Россия (которая "перенасытила" свой рынок вагонов, да и долгое время ссорилась с украинскими вагоностроителями по поводу сертификации продукции), выпуск вагонов упал в разы. По данным аналитиков, в мае-июне 2014 года завод произвел всего 9 вагонов, при том, что в декабре 2010-го их здесь сделали 1799 единиц. А с началом войны РФ и вовсе начала переориентироваться на собственные предприятия, так что, если "Укрзализныця" не поможет заказами, заводу будет весьма голодно.

С меткомбинатами ситуация получше. Совокупными усилиями эти два предприятия произвели почти 30% от общего объема выплавленной в Украине стали, чуть более 30% чугуна и 29% общего проката. Показатель весьма существенный, особенно с учетом того, что до начала всех событий украинская металлургия обеспечивала около 30% промпроизводства, до 25% объема экспорта и 10% поступлений в госбюджет. Конечно, "эхо войны" звучит и в стенах мариупольских комбинатов: за 8 месяцев 2014-го производство на "Азовстали" и ММК упало по разным позициям на 13-20%.

Тяжелая индустрия — это еще не все. В черте города располагаются "морские ворота Донбасса" — Мариупольский морской торговый порт. Он — один из четырех крупнейших в Украине и второй по величине по годовому обороту в 2013 году после Одесского (за минувший год выручка ММТП составила 923 млн грн). Его мощности позволяют переваливать до 17 млн тонн грузов в год, (в основном генеральные и сыпучие, а также уголь и металлопродукцию). В промышленной среде больше всего опасаются потерять этот инфраструктурный объект — именно через него проходит большая часть экспорта металлопроката. После аннексии Крыма важность порта возросла в разы. В принципе, если Украина (не дай Бог) потеряет промышленную часть Донбасса, мариупольская перевалка уже будет не особо нужна, но в такое развитие событий не очень хочется верить.

Впрочем, промышленность промышленностью, но ведь не только она дорога! В поселке Сартана (пригород Мариуполя, недавно обстрелянный российской армией) готовят потрясающие чебуреки. Я таких больше нигде не пробовала. В Мариуполе странная набережная с видом на портовые краны и проходящей веткой железной дороги, с мелким песком и "лужицей" Азовского моря. Здесь на меткомбинатах иногда бывает перламутровый воздух — переливающийся от мелкой взвеси материалов. А главное в этом городе живут потрясающие люди, которые своими силами "выжили" ДНР, которые готовы выйти с флагами Украины на площадь города, когда в нескольких десятках километров "бряцает оружием" недружелюбная армия соседнего государства. И пока такие люди живут в Мариуполе, потерять его будет просто нелепо и подло. Потому что важно ведь не столько то, сколько денег генерирует он для бюджета, а именно то, что пока враг стоит у морских ворот Донбасса, здесь все еще пытаются сохранить хоть частичку украинского.