Евроинтеграция: В 2011-м за Украину началась настоящая битва

2011 год стал самым противоречивым периодом в отношениях между Киевом и Брюсселем. Почему так случилось, рассказывает эксперт по международному и европейскому праву, партнер адвокатской компании IMG partners Вадим Трюхан
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Год назад официальные лица и эксперты обеих сторон делали смелые прогнозы о датах подписания Соглашения об ассоциации, которое inter alia предусматривает создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Также шла речь об оперативном выполнении Плана действий относительно либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины, энергетическом сотрудничестве,  образовании, науке, взаимодействии во многих других секторах и направлениях. Складывалось впечатление, что украинские руководители наконец-то поняли, что европейская интеграция - это не красивый фантик или лозунг для митингов, а каждодневная рутинная работа по реформированию страны в соответствии с европейскими нормами и стандартами.

Хотели как лучше, а вышло как всегда

Вместе с тем итоги года оказались удручающими для украинского общества. В октябре – ноябре речь о подписании или даже о парафировании текста Соглашения об ассоциации уже не шла. Внезапно был отменен давно запланированный визит Президента Януковича в Брюссель, появились ультимативные требования России к Киеву определиться, с кем он собирается "дружить", Европейский парламент с перерывом в месяц принял две резолюции по Украине, в которых призвал власть вернуться на демократические рейки развития.

Интрига сохранялась исключительно вокруг того, будет ли 19 декабря озвучено на юбилейном 15 Саммите Украина – ЕС совместное заявление лидеров двух сторон о завершении переговоров, да и вообще, - состоится ли Саммит как таковой? Наверное точки над "і" были расставлены только в ходе экстренного визита Комиссара Фюле в Киев за несколько дней до "встречи в верхах".

Никаких документов к подписанию на Саммит, как это обычно принято по протоколу, на этот раз не выносилось. Подписывать было нечего. Упомянутый План действий провален и обещание Президента выполнить его уже за полгода, которое он публично давал еще в ноябре 2010 года, повисло в воздухе. В энергетике ни малейших движений в сторону выполнения уже принятых на себя перед ЕС обязательств, в образовании … анекдотическая ситуация с визитом 5-6 декабря в Украину Комисара ЕС по образованию, с которым не встретился никто из руководства Правительства или профильного Министерства и так далее по всем "фронтам".

Общественность вступает в игру

Единственное позитивное  новшество, которым запомнится ушедший год, - включение  официальным Брюсселем в сферу своего внимания, кроме слабеющей оппозиции и  украинской власти (которая, по понятому только ей сценарию, всеми силами пытается "ускользнуть" и от Европы, и от Москвы), гражданского общества. После безрезультатного, мягко говоря, второго Саммита Восточного партнерства, в Познани прошел довольно яркий по содержанию Форум гражданского общества "Партнерство для демократических реформ и европейской интеграции", а по завершению Киевского Саммита - Форум гражданского общества "Саммит Украина – ЕС 2011: гражданское измерение". На первом мероприятии присутствовали комиссар ЕК г-н Фюле и Министр иностранных дел Польши г-н Сикорский. На втором, - оба руководителя одного из самых влиятельных мировых игроков, которым является Европейский Союз, - Президент Европейского Совета Герман ван Ромпей и Президент Европейской Комиссии  Жозе Мануель Баррозу. Откровенное общение, честные ответы на непростые вопросы украинских экспертов, – мастер класс для украинских министров на тему того, как нужно вести себя с теми, кто тебя нанимает на работу, - собственными гражданами, избирателями и налогоплательщиками…

Борьба за Украину

Ушедший год запомнится не только обманутыми ожиданиями и упущенными шансами. Их можно довольно быстро наверстать. По крайней мере, опыт, например, тех же Словакии или Хорватии подтверждает этот тезис. Важно другое, - за Украину началась настоящая битва. Еще до недавнего времени стратеги из Москвы пассивно наблюдали за нашими евроинтеграционными постукиваниями в полуприкрытую или полуприоткрытую, как утверждали некоторые чиновники ЕС,  европейскую дверь, обоснованно считая, что ничего у нас не выйдет.

После прихода к власти прагматичной и, как оказалось, довольно неуступчивой в том, что касается собственных экономических интересов, донецкой команды, в Белокаменной призадумались. Вывод, который был сделан, очевиден. Если не мы, то кто же, если не сейчас, то когда? Именно так обстоят дела по отношению к Украине, без которой ну никак не получается ни один интеграционный "проджект", инициируемый Москвой. Пошли жесткие ультиматумы, суть которых сводилась к тому, что Киеву не следует думать о всяких там ассоциациях с брюсселями, его место в "new USSR" во главе с Москвой.

К удивлению украинской власти, проснулся и дремлющий брюссельский бюрократический дракон.  До 2011 года в истории отношений Украина – ЕС не было экстренных визитов к нам европейских комиссаров, регулярных обращений лидеров ведущих стран-членов к нашему президенту по поводу всяких там демократий и лидеров оппозиций, настолько горячих дискуссий по "украинскому" вопросу в Европейском парламенте, настолько тонких компромиссов по чувствительным вопросам торговли в рамках переговоров по Соглашению об ассоциации. Как это ни парадоксально, но в ЕС ценность Украины, наверное, осознали лишь в момент, когда она оказалась в полушаге от сворачивания евроинтеграционного курса как такового. Ну что же, приятно и это, хотя нам нужны действия и решения, а не очередные дискуссии, письма и устные обращения… Для Украины главное, чтобы в борьбе за нее она сама же и не проиграла, став всего лишь разменной монетой между своими могущественными соседями.

И что же всему тому виной?

За последние несколько месяцев писано и переписано множество анализов и прогнозов относительно того, как будут развиваться внутриполитические события в Украине, какая последует реакция на них из Брюсселя и других столиц ЕС, чего следует ожидать от нового старого без пяти минут президента России Владимира Путина, в каком направлении вообще движется наша страна и т.д. и т.п.

Не будем банально повторять то, что уже сказано. Обратим внимание лишь на две особенности нынешнего политического момента и всех его анализов. Как правило, дискуссия вокруг того, что мешает Украине приблизиться, через Соглашение об ассоциации, к ЕС, отталкивается от фактора личной неприязни нынешнего руководства Украины к предыдущему, а также патологического страха перед жесткой местью в случае рокировки во власти.  По нашему мнению, это глубоко ошибочная позиция. На самом деле противоречие заложено в самой философии жизни в условиях Европейского Союза и постсоветского пространства. Там все равны перед законом, на практике, а не на словах, действует верховенство права, у нас же ситуация несколько иная. Поэтому практически все, кто был при власти, или около нее, в Украине на протяжении всех 20-ти лет независимости, рискуют своим благосостоянием, имиджем и карьерой, потому как все это вряд ли было нажито честным трудом, ведь гениев типа Билла Гейтса или Цукерберга у нас пока не было видно. В результате всем без исключения руководителям государства приходится произносить на публику, для народа, красивые декларации и лозунги относительно движения в ЕС. Но при этом делать все для того, чтобы это движение никогда не привело к реализации конечной цели.

Второе заблуждение, которое последнее время культивируется во всевозможных СМИ, - Россия так плотно взялась за Украину, потому что поняла, что без нее невозможно возродить империю. Отчасти это так, но главное в другом. Существующий в Москве политический режим элементарно пытается выжить. Все его ультиматумы, газовые, молочные и другие удавки, - это всего лишь инстинкт самосохранения. Успех демократических преобразований в Украине, а тем более ее вступление в будущем в ЕС, - это крах государственно-олигархической политической системы, которая строится в России вот уже без малого полтора десятка лет. Россияне, увидев, что их братья украинцы могут жить практически так же, как и любые другие европейцы, смели бы в мгновенье всех своих доморощенных царьков-президентов.

2012 год – европейский прорыв или новейшая руина

Украина после оранжевой революции стала другой. Она обрела нацию. Это главный итог тех драматических зимних событий, которые потрясли весь мир семь лет тому назад. Это важно, особенно на фоне провальных попыток Запада "одарить" демократией народы Афганистана, Ирака и других неспокойных арабских стран.

В Украине предприниматели, "афганцы", "чернобыльцы", родители учеников закрывающихся школ и другие далекие от власти и политики категории людей четко показали всем - общие проблемы порождают организованную и порой согласованную реакцию на них.  Вместе с тем в нашей стране пока еще отсутствует объединяющая общенациональная идея, а также организационный центр для ее реализации.

На самом деле украинский народ мягко входит в период ключевых для него решений. Как это ни прискорбно, но мы, на 21-м году своей независимости, все еще стоим на распутье. Двигаясь в сторону ЕС, мы оглядываемся назад. Шаг вперед, два назад, шаг вправо, два влево, и так по бесконечному невидимому кругу. Страна снова стоит перед выбором. Сценариев два.

Пессимистический - вхождение в один из инициируемых Москвой интеграционных проектов, сдача ГТС, отказ от европейской интеграции, потеря независимости. В таком случае не избежать новейшей руины, застоя, крушения все надежд и мечтаний.

Оптимистический - возвращение к демократическому способу развития, что означает отказ от политически мотивированных уголовных преследований, избирательного правосудия и т.д., заключение Соглашения об ассоциации, проведение давно необходимых стране реформ в соответствии с европейскими нормами и стандартами, организация демократических выборов осенью. А дальше - вперед, на всех парах, в Европу! Звучит утопично? Не хотелось бы. Все в нашем мире реально.

Украинское общество терпеливое. Умеет прощать, не мстительное, хотя редко что-либо просто так забывает. А простит ли оно очередную потерю собственной страны или ее превращение в изолированное, по примеру Беларуси, гетто? Вопрос далеко не риторический, но лучше бы не иметь надобности отвечать на него. В Украине после рождественских праздников затишье. Будем надеяться, что не перед бурей.

Вадим Трюхан -  эксперт по международному и европейскому праву, партнер адвокатской компании IMG partners, www.imgpartners.com.ua