Глава Госфинуслуг Волга: Пусть мне покажут, кто требует денег за лицензию, и я этих вымогателей посажу

Глава Госфинуслуг Василий Волга в интервью «ДЕЛУ» опроверг обвинения в коррупции, а также отчасти объяснил, почему у регулятора испортились отношения с ассоциацией крупнейших страховщиков Украины – Украинской федерацией страхования

В понедельник 8 ноября Украинская федерация страхования (УФУ) распространила заявление, в котором обвинила регулятора в непрозрачности и незаконности ведения дел. Учитывая, что УФУ до этого момента поддерживала практически все действия регулятора и в августе даже подписала меморандум о сотрудничестве с Госфинуслуг, такое заявление стало для многих полной неожиданностью.

Василий Александрович, по нашей информации, настоящей причиной слегка запоздавшей, но жесткой реакции УФУ на ваш октябрьский «разгром» госреестра стало то, что лично вы недавно серьезно разругались с президентом УФУ Александром Завадой. В чем причина ссоры?

Я ни с кем не ругался, это чистой воды вранье.

А почему же тогда между УФУ и Госфинуслуг так резко поменялся градус отношений?

Я считаю, что президент УФУ Александр Завада просто попутал адрес, по которому находится регулятор. Так вот, пользуясь случаем, напомню ему: регулятор страхового рынка находится по адресу Бориса Гринченка, 3, а не там где располагается УФУ.

А в чем конкретно проблема, что случилось?

Я не хочу это комментировать. Обращаюсь через вашу газету ко всем руководителям компаний-членов УФУ: дорогие товарищи, если кто-то из вас хочет понять, что на самом деле происходит, то с каждым из вас я готов встречаться лично. А такого посредника, как Александр Завада, мне не нужно подсовывать!

Неужели вас настолько задела критика УФУ, что даже слышать не хотите об их президенте?

Не могу работать с руководителем ассоциации, который использует то, о чем мы договаривались, против меня же. Тут дело не в защите интересов, а в отсутствии элементарной порядочности. Поэтому тем, кого я не устраиваю, как регулятор, нужно понять одну очень важную истину: либо я их заставлю работать по закону, либо они должны меня сожрать.

С ассоциациями находим общий язык

Возможно, что-то и вы не так делаете. Ведь намного раньше УФУ, с критикой в ваш адрес выступили сразу несколько ассоциаций со всех подконтрольных Госфинуслуг рынков. В октябре они направили коллективную  жалобу на вас в Кабмин…

Но прошу учесть: у меня нет претензий к руководителям этих ассоциаций. Никаких! Все ассоциации могут выступать против регулятора. Задача у них такая – защищать интересы своих рынков. А у регулятора задача другая – защищать интересы потребителей услуг этих рынков.

Общественные организации могут не соглашаться с моей позицией в том или ином вопросе, писать письма, отстаивать свое мнение даже в Кабмине. Это нормально, это обычные рабочие отношения между регулятором и защитниками рынков. К примеру, с той же Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ) за весь период нашей работы у нас по многим вопросам позиции не совпадали. Но они демонстрировали способности к договоренностям и высокий уровень понимания. А вот со стороны руководства УФУ такого понимания я не встретил…

Тем не менее, представители всех рынков не раз заявляли о том, что регулятор в этом году ввел негласные «расценки» за услуги по выдаче лицензий. К примеру, говорят, что одна лицензия для кредитного союза «стоит» $2-8 тыс., для страховой компании – от $3 тыс.?

Я тоже слышал такие сплетни. Поэтому прошу компании, которые якобы столкнулись с таким вымогательством в стенах Госфинуслуг, обращаться ко мне. Обещаю взять их под мою личную защиту.

Пусть мне только покажут, кто с них требует денег за лицензию, и я этих вымогателей посажу. Но, к сожалению, пока никто не показывает. Из чего я делаю вывод, что некие персоналии, недовольные моими действиями по наведению порядка на финансовых рынках специально распускают слухи о коррупции среди команды Госфинуслуг.

А если компании боятся идти к вам за защитой в таком вопросе? Сегодня пожалуются, а завтра останутся без лицензий…

Для дополнительного общественного контроля над процессами выдачи лицензий создаются специальные рабочие группы. К примеру, такую рабочую группу Госфинуслуг создает совместно с Моторным (транспортным) страховым Бюро (МТСБУ). Ее задача – решать проблемы, которые будут возникать у страховых компаний-членов Бюро при получении новых лицензий по ОСАГО.

Вы же знаете, что многие из крупных страховых компаний в этом году и в начале следующего должны будут пройти перелицензирование по «автогражданке». Многие страховщики переживают, что непростая ситуация с госреестром финансовых учреждений (у половины небанковских финансовых рынков из реестра пропали обособленные подразделения – «ДЕЛО») может помешать им вовремя получить новые лицензии по ОСАГО.

Для рынка "автогражданки" создадут рабочую группу

Есть информация, что вы, якобы, уже отказали некоторым крупным компаниям в получении лицензии по «автогражданке»…

Слухи. Но, чтобы их пресечь я решил инициировать создание совместной рабочей группы, которая помогла бы всем компаниям пройти перелицензирование по ОСАГО.

В эту группу войдут представители МТСБУ, всех ассоциаций на рынке страхования, а также представители Госфинуслуг – мой заместитель Николай Лутак, директор департамента лицензирования и разрешительных процедур Александр Калинин и начальник отдела регистрации финансовых учреждений Наталья Зубова.

Во вторник (9 ноября – «ДЕЛО») на своем заседании президиум Бюро принял обращение на мое имя с просьбой создать такую рабочую группу, я в понедельник, 15 ноября, дам протокольное поручение своим подчиненным провести первое заседание такой группы уже 16 ноября. То есть через неделю после обращения к нам.

А чем конкретно будет заниматься эта группа?

Общественным контролем за процессом получения страховыми компаниями лицензий по ОСАГО, поскольку этот процесс – очень нервный. Заранее хочу успокоить участников МТСБУ: те компании, которые выполняют законодательство и работают добросовестно, получат лицензии без проблем. У кого из них есть нарушения – они должны эти нарушения устранить.

Но в ситуации, когда из госреестра исчезло 1,5 тысячи обособленных подразделений, причем не по вине самих финучреждений, устранить в такой короткий срок столь масштабные нарушения вряд ли возможно…

Госреестр финучреждений – это святая святых, вокруг которого все нанизано, вся наша работа, работа наших рынков. Поэтому его нужно приводить в порядок. Понимаю, что нарушения вызваны не по вине компаний, а по вине бывших сотрудников Госфинуслуг.

Поэтому буду требовать от своих подчиненных максимальной лояльности к компаниям в процессе исправления ситуации, связанной с реестром. Вот вам пример: юристы одной из крупных компаний, у которой мы не обнаружили в реестре около ста обособленных подразделений (УПСК – «ДЕЛО»), сутками работают вместе с сотрудниками департамента лицензирования и разрешительных процедур для того, чтобы все было исправлено…

Результаты ревизии направят в Генпрокуратуру

Виктор Суслов в интервью нашей газете сказал, что не все так плохо с госреестром, как вы стараетесь показать…

Что интересно, как показала наша ревизия, у нас практически нет замечаний к работе Комиссии в тот период, когда ее возглавлял Валерий Алешин (с мая 2006 года по март 2009 года – «ДЕЛО»). А вот замечания по работе регулятора под руководством Виктора Суслова есть.

Поэтому мне кажется, что Виктор Суслов сегодня по отношению к Комиссии ведет свою игру. Ведь материалы, которые мы получили после шести месяцев ревизии реестра финансовых услуг, дают повод задать команде предшественников некоторые неудобные вопросы.

Причем задавать их буду не только я, но и компетентные органы. Поэтому мне кажется, сейчас поставлена задача номер один – добиться моего снятия с занимаемой должности, зайти в Госфинуслуг и уничтожить результаты проверки госреестра. Может быть, в этом заключается логика некоторых шагов руководства УФУ…

Но результаты проверки, как вы заявили на пресс-конференции, вы направите в Генпрокуратуру…

Совершенно верно. Воевать со мной бесполезно, потому что результаты ревизии будут находиться не только у нас, но и в компетентных органах. Не просто результаты – копии документов. Возможно, когда мы это сделаем, то и война против нас закончится…