Из-за введения дополнительных пошлин на импорт автомобилей госбюджет недополучит $1,23 млрд. — ВААИД

По мнению гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, ввод пошлины на импорт автомобилей негативно повлияет не только на граждан страны, госбюджет и экспортеров, но и скажется на имидже страны

Ассоциация направила открытое письмо в Администрацию президента и СНБО. Мы надеемся, что Виктор Янукович прислушается к нашему мнению, ведь инициатива Минэкономики по введению новой пошлины на импорт автомобилей (к существующей 10%-ной пошлине Минэкономики предлагает взимать дополнительно 6,46% с авто объемом двигателя 1-1,5 л и 15,1% с авто с объемом двигателя 1,5-2,2 л) может быть использована в лоббистских целях и противоречит указу главы государства, ведь одно дело, это налог на роскошь, другое дело — пошлины на автомобили, которые покупают простые украинцы.

С точки зрения Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров ввод новой пошлины на импорт автомобилей негативно повлияет не только на граждан страны, госбюджет, экспортеров, но и скажется на имидже страны.

В 2009 году предыдущим правительством уже была введена на полгода (с 6 марта по 6 сентября 2009 года) так называемая "терехинская" дополнительная 13%-ная пошлина на импорт автомобилей. Однако тогда, по заявлению "Укравтопрома" (который является инициатором введения новых пошлин), в 2008-2010 годах на отечественных предприятиях объемы производства автомобилей сократились на 82%; объемы продаж упали на 84%; объемы использования производственных мощностей сократились на 67%; производительность труда снизилась на 56%; доходы снизились на 96%. Таким образом, такая господдержка сектора — введение надбавки к пошлине в 2009 году — эффективной не была. Поэтому бесполезно ожидать, что введение новой спецпошлины станет панацеей от всех бед.

Кроме того, после введения в 2009 году 13%-ной "терехинской" дополнительной пошлины на импорт авто поступления в госбюджет сократились на 85% (в 2008 году было импортировано автомобилей на сумму $5,6 млрд., в 2009 году — $909 млн. То есть, автоимпорт уменьшился, украинцы вынуждены были покупать дороже, госбюджет потерял значительные средства, однако "Укравтопрому" (объединяющему отечественных автопроизводителей) такие меры не помогли и нет смысла повторять старые ошибки предыдущего правительства.

Более того, после снятия с производства "ЛуАЗа", "Славуты" и "Таврии" в Украине не осталось национального автомобиля, который бы производился в стране, а не собирался из машинокомплектов. Сборку из машинокомплектов, снятых с производства в Тольятти, устаревших моделей "ВАЗ" и моделей китайских автопроизводителей, которые сами покупают лицензии на выпуск устаревших моделей у мировых, затем лицензии на наиболее устаревшие модели передают нам бесплатно, — отечественным автопромом назвать трудно. Конечно, на ЗАЗе наладили сборку современных "Мерседесов" и "Крайслеров", но такое крупноузловое производство не принесло Украине ни новых технологий, ни инвестиций.

Поэтому фактический запрет импорта и отсутствие конкуренции негативно повлияет на отечественных автосборщиков и не будет стимулом для развития и перехода к сборке более современных автомобилей, соответствующих европейским стандартам безопасности и экологичности (у нас Евро-2, в то время как в Европе — Евро-5).

Что касается возможных потерь госбюджета от введения спецпошлин и, как следствие, сокращения импорта, то язык цифр говорит сам за себя: с одного импортируемого авто (средняя стоимость составляет $18,6 тыс.), госбюджет получает только в виде пошлины (10%) $1,86 тыс. (плюс акциз и НДС). За тот же фактически импортируемый автомобиль, но ввезенный как машинокомплект для последующей крупноузловой сборки, госбюджет получит лишь 100 евро. Таким образом, после возможного введения спецпошлин прогнозируемые потери госбюджета составят $1,23 млрд. ($18,6 тыс. x 0,33% х 200 тыс. авто).

Еще больше от введения спецпошлины пострадает имидж Украины. Роль автомобилестроения в ЕС, США, России, Великобритании, Японии слишком высока, а влияние мировых автоконцернов на правительства своих стран и международные организации чрезвычайно велика. Поэтому, несмотря на небольшой в мировом масштабе авторынок Украины, мировые автоконцерны не захотят создавать прецедент дискриминации их товаров какой-то страной, и реакция ведущих государств мира будет достаточно жесткой. В первую очередь такие действия Украины найдут отражение в политическом сегменте: на подписании Соглашения о свободной торговле с ЕС, на членстве в ВТО, отношениях с Российской Федерацией (которая поставляет в Украину не не только "Калины" и "Приоры", но и "Рено", "Хюндай" и др.).

Также такие действия Украины вызовут соответствующую адекватную реакцию относительно нашего экспорта в другие страны. Введение спецпошлины на импорт автомобилей даст повод иностранным фермерам и металлургам лоббировать введение заградительных мер и квотирования украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса, металлургии, химии и т.д.