Изменение образовательной системы как драйвер развития бизнеса и общества

IT превратились из поддерживающего фактора в движущую силу бизнеса

О трансформации образования и работы благодаря телекому и ИТ в своем блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста высказался Калита Дмитрий, директор Intel в Украине.

Сегодня скорость изменений в мире такова, что мы живем уже даже не в постиндустриальную, а в постпостиндустриальную эпоху. Поэтому обществу ощутимо необходим органический переход от вещей, которые были в индустриальной эпохе, к вещам и сущностям современного мира. Мы движемся к обществу знания, обществу будущего, к которому нужно готовиться сегодня. Мы готовимся.

Intel всегда тратила много усилий на поиск тех моделей образования, которые помогут будущим поколениям создать больше инноваций и ускорить развитие общества в разных странах. Один из последних примеров, который привел не просто к конкретным результатам в сфере образования, а к трансформации страны, увеличению ВВП и влиянию на бизнес, — это пример Португалии. В стране был кризис в экономике, она развивалась волнообразно.

Что произошло? Произошла трансформация образования в сторону IT. Если раньше был один учитель, вещающий на класс и проверяющий знания, то теперь учитель может каждому ученику уделить время. Образование становится более персональным. В Португалии была массово внедрена концепция "один ученик — один компьютер". И есть конкретные результаты: увеличение ВВП, создание новых рабочих мест, развитие новых отраслей в стране.

Началось это всего 5-6 лет назад, но уже сейчас видны результаты. IT превратились из поддерживающего фактора в движущую силу бизнеса и теперь выполняют направляющую функцию. От телекоммуникаций до компаний-производителей одежды и оказания медицинских услуг. Казалось бы, где IT, а где производство одежды. Мне особенно нравится то, что происходит в медицине. Медицина находится на пороге кардинальной трансформации. Сегодня врач лечит следствие болезни. А с помощью современных технологий можно предсказывать то, что может случиться. Лучше лечить первопричину, а не бороться с последствиями.

Кейс по Португалии очень показателен. Идеология, которую можно внедрять на разных уровнях образования, начиналась там с самого нижнего уровня, с начальной школы. Почему? И мы, и наши португальские коллеги поняли, что старшая школа готовит рабочую силу — сразу на предприятия. Это практически сформировавшиеся личности. Вырабатываются уже только навыки. А если мы хотим не просто формировать навыки, а влиять на процесс обучения, нужно начинать с истоков. И в Португалии все стартовало с начальной школы. Изменения шли постепенно. Получилась "цепная реакция". Что предполагает идеология "один ученик — один компьютер"? Нужно устройство. И в необходимом количестве. Нужно найти цифровой контент для обучения, нужно построить инфраструктуру. И если раньше подобное было, но за пределами Португалии, то даже при начальном внедрении проекта 5-6 лет назад (дети еще даже не стали специалистами, они только учатся) появился местный производитель устройств, появилось множество компаний, которые разрабатывают контент и программное обеспечение. На португальском языке. Появились компании, которые помогают все это обслуживать. Появилась дополнительная потребность в цифровых данных. Больше стало пользователей в сетях передачи данных. "Цепная реакция".

Сейчас мы очень много делаем для образования в Украине. Мы рассказываем учителям, которые обычно консервативны, о компьютерах, помогаем научиться ими пользоваться. Не для того, чтобы обучать других работе на компьютерах, это уже пройденный этап. Это как рассказывать людям, как пользоваться молотком. Это уже все знают и понимают. 11 лет мы стараемся помочь учителям научиться с помощью компьютеров преподавать обычные предметы. Не только математику и физику, но и биологию, литературу и т.п.

Почему? Благодаря компьютерам можно уделить больше времени каждому конкретному человеку. Есть дополнительные материалы, связанные вещи, которые невозможно донести лекцией. Плюс с помощью таких устройств можно наладить более тесное совместное обучение учеников.

Главное — не компьютеры, а трансформация общества, построение общества и экономики знаний. А следствие — как в Португалии — начало экономического развития. Не только увеличение внутреннего потребления, но и создание новых стартапов, новых продуктов, новых рабочих мест. Не только сырье, но и его обработка. Все это дает рост экономики в краткосрочном периоде и повышение в дальней перспективе конкурентоспособности страны в целом.