Изменения в Таможенный кодекс заставят украинских водителей работать за рубежом

Вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП) Леонид Докиль рассказал "Делу", каким образом на автоперевозчиков повлияют изменения в Таможенный кодекс и чем они выгодны Таможенной службе Украины

Изменения, внесенные в 352 ст. Таможенного кодекса Украины, в первую очередь противоречат Международной конвенции КДПВ (Конвенции о договоре международных дорожных перевозок от 19.05.1956 г., к которой Украина присоединилась в августе 2006 года), где черным по белому написано, что водитель несет ответственность только лишь за сохранность груза, его внешний вид, количество мест груза и целостность упаковки. Но никак не за химический состав, цвет, качество и другие подобные характеристики, за которые отвечает отправитель - собственник груза.

Поправки к 352 ст. Таможенного кодекса предполагают составление протокола в случае выявления минимальных несоответствий параметров груза по отношению к таможенной декларации и дальнейшее наложение штрафа на водителя, эквивалентное 100% стоимости груза, а также изъятие транспортного средства у предприятия, на котором трудится водитель. У нас подобные случаи были как в прошлом, так уже и в этом году. И сейчас материалы находятся на рассмотрении, транспортные средства задержаны. А в случае если транспортники попадут под действие вступившего в силу закона, их имущество – транспорт - будет конфискован, впрочем, как и сам груз.

Для таможенной службы важно подтвердить предварительно заявленные финансовые планы, сформированные за счет изъятия грузов и изымания штрафов. Также "Закон о гуманизации" станет дополнительным стимулом для развития коррупции на украинских границах. Мы знаем примеры нерадивых водителей, так же, как и примеры нерадивых таможенников.

В связи с этим многие украинские водители уезжают работать за рубеж. Причина очевидна - бесконечные простои в очередях в ожидании таможенного оформления. За рубежом оборачиваемость транспортного средства в два раза выше, чем в Украине, соответственно в два раза выше и зарплата.  

Для транспортников прибыль формируется лишь в том случае, когда водитель в пути, а не в ожидании. "Закон о гуманизации" спровоцирует дополнительный отток профессиональных водителей из страны. Как вы полагаете, в случае перевозки водителем груза стоимостью 200-300 тыс. долларов и выявления несоответствия его состава, структуры, химической формулы или цвета по отношению к таможенной декларации сможет ли водитель найти необходимую – эквивалентную 100% стоимости груза – сумму для своевременной оплаты штрафа?!

Подобных норм нет  и никогда не было ни в одной стране мира. В странах, присоединившихся к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, транспортные операторы несут строгую ответственность за нарушение. Ответственность в любом случае не дает оснований  для распространения коррупции, рейдерства и уничтожения бизнеса. Таможенные кодексы стран  Евросоюза предусматривают административную ответственность и наложение штрафных санкций, но не изъятие транспортных средств.  

Например, штрафные санкции в Литве колеблются между 5000 и 10000 латов (эквивалентно $1800 и $3600). С конфискацией или без конфискации товаров. Но в любом случае транспортные средства не конфискуются. В России и других странах, входящих в состав Таможенного союза, нарушения, возникающие при перевозке грузов, были перенесены в Кодекс об административных нарушениях, при этом представление ложных данных жестко наказывается наложением административного штрафа в сумме от 50 000  до 100 000 рублей, с конфискацией или без конфискации товаров. Транспортные средства опять-таки не конфискуются.