Качнет ли нефть Одесса — Броды?

Можно ли считать шаги Азербайджана и Украины навстречу проекту Одесса — Броды поводом открыть шампанское?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Дано поручение возродить этот проект, потому что Азербайджан поставляет на европейский рынок большие объемы нефти и становится транзитной страной для других поставщиков с побережья Каспийского моря. Поэтому возрождение этого проекта создает хорошие возможности", — это слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные им в ходе недавней встречи с Петром Порошенко в Баку. Речь идет о многострадальном нефтепроводе Одесса — Броды.

Скажем сразу: сказанное даже на столь высоком уровне еще не означает, что завтра украинская труба заработает. Скорее всего, этого не случится и послезавтра. Почему же этот сигнал так интересен?

Интересен он прежде всего тем, что кто-то начал думать и даже что-то делать для использования украинской нефтетранспортной системы по назначению

Таких подвижек не было слышно уже лет десять. Оно и неудивительно, ведь с 2009 по 2015 год оператор нефтепроводов, госкомпания "Укртранснафта", находилась в орбите группы "Приват" Игоря Коломойского.

Результат этой работы весьма красноречив: перекачка нефти за этот период упала более чем в два раза — с 38 до 16 млн т в год. Сегодня уже уверенно можно говорить о том, что заботы госкомпании ограничивались обслуживанием бизнеса днепропетровской группы. Задача сводилась к воздействию на конкурентов "Привата" (в 2009 году от трубопроводных поставок нефти фактически был отключен Одесский НПЗ), сохранению низких тарифов на прокачку нефти для нужд НПЗ "Привата" в Кременчуге, реализации несвойственных нефтеперекачивающей компании операций вроде давальческой переработки нефти с задействованием многочисленных компаний группы и т.д.

Вот один яркий пример. Когда азербайджанцы в 2011 году качали по Одесса — Броды нефть в Беларусь, на государственной перевалке "Укртранснафты" в "Южном" появилась прокладочка "Си Транс". Скажите, зачем на государственном терминале "помощник"? Как потом выяснилось, "Укртранснафта" во главе с "приватовским" менеджером Александром Лазорко получала за перевалку от "Си Транса" целых 6,8 грн за каждую переваленную тонну, тогда как сама "прокладка" брала с клиента $6,5/т (52 грн по действующему на тот момент курсу Нацбанка). Всего "Си Транс" напереваливала той нефти на $26 млн.

Или нашумевшее дело о технологической нефти "Укртранснафты", когда Лазорко закачал на заводы "Привата" 380 тыс. тонн государственной нефти, согласившись платить за это $100 тыс. в день. На сегодня "Приват" требует от госкомпании за хранение этой нефти более 1 млрд грн.

Когда у людей столько дел и такие жизненные установки, будет ли у них время на развитие транзитного потенциала страны? При Лазорко капитальные вложения в развитие и модернизацию нефтепроводов упали в среднем в пять раз по сравнению с тем, сколько вкладывалось до него.

Весной прошлого года Лазорко отстранили, и перемены не заставили себя долго ждать.

По итогам 2015 года "Укртранснафта" выплатила государству 1,02 млрд грн дивидендов, что превысило сумму всех дивидендов за 14 лет существования компании.

Теперь имеем промежуточный результат в виде бакинских встреч и заявлений. Да, слова — это еще не нефть, но они сигнализируют о системной работе в том направлении и как минимум сильно помогут "Укртранснафте" в диалоге с другими участниками проекта — получателями и транзитерами нефти. В нашем случае, соответственно, это Чехия и Словакия.

В Чехии на "Дружбе" стоит два НПЗ. Эти заводы и сегодня получают легкую нефть, которая приходит по морю через Босфор, а далее поднимается из порта Триест на Адриатике по системе нефтепроводов.

Какие козыри на руках украинцев? Проект по сути готов к запуску: от терминала в Южном до Бродов нефтепровод заполнен нефтью Айзери Лайт. Но очевидно, что любого получателя интересует цена. Здесь тоже есть хорошие новости: на днях Министерство инфраструктуры Украины одобрило ходатайство "Укртранснафты" по установлению 75% скидки для тарифов портовых сборов на заходы в порт "Южный" танкеров с нефтью в режиме транзита. Судя по всему, у менеджмента "Укртранснафты" есть что предложить европейцам, в противном случае — зачем было затевать переговоры с азербайджанцами?

Если удастся убедить словаков (а они вообще ничем не рискуют, только приобретают новые доходы от транзита) и чехов, в дальнейшем можно рассматривать выход на австрийские и немецкие заводы, что позволит говорить о качественно других объемах транзита.

Как и везде, здесь есть свое "но". Это проект "Укртранснафта" не сможет реализовать самостоятельно, понадобится слаженная работа профильных министерств и ведомств, включая Президента. В такой стране, как Украина, именно это может стать главной проблемой.