"Дано поручение возродить этот проект, потому что Азербайджан поставляет на европейский рынок большие объемы нефти и становится транзитной страной для других поставщиков с побережья Каспийского моря. Поэтому возрождение этого проекта создает хорошие возможности", — это слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные им в ходе недавней встречи с Петром Порошенко в Баку. Речь идет о многострадальном нефтепроводе Одесса — Броды.
Скажем сразу: сказанное даже на столь высоком уровне еще не означает, что завтра украинская труба заработает. Скорее всего, этого не случится и послезавтра. Почему же этот сигнал так интересен?
Интересен он прежде всего тем, что кто-то начал думать и даже что-то делать для использования украинской нефтетранспортной системы по назначению
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaТаких подвижек не было слышно уже лет десять. Оно и неудивительно, ведь с 2009 по 2015 год оператор нефтепроводов, госкомпания "Укртранснафта", находилась в орбите группы "Приват" Игоря Коломойского.
Результат этой работы весьма красноречив: перекачка нефти за этот период упала более чем в два раза — с 38 до 16 млн т в год. Сегодня уже уверенно можно говорить о том, что заботы госкомпании ограничивались обслуживанием бизнеса днепропетровской группы. Задача сводилась к воздействию на конкурентов "Привата" (в 2009 году от трубопроводных поставок нефти фактически был отключен Одесский НПЗ), сохранению низких тарифов на прокачку нефти для нужд НПЗ "Привата" в Кременчуге, реализации несвойственных нефтеперекачивающей компании операций вроде давальческой переработки нефти с задействованием многочисленных компаний группы и т.д.
Вот один яркий пример. Когда азербайджанцы в 2011 году качали по Одесса — Броды нефть в Беларусь, на государственной перевалке "Укртранснафты" в "Южном" появилась прокладочка "Си Транс". Скажите, зачем на государственном терминале "помощник"? Как потом выяснилось, "Укртранснафта" во главе с "приватовским" менеджером Александром Лазорко получала за перевалку от "Си Транса" целых 6,8 грн за каждую переваленную тонну, тогда как сама "прокладка" брала с клиента $6,5/т (52 грн по действующему на тот момент курсу Нацбанка). Всего "Си Транс" напереваливала той нефти на $26 млн.
Или нашумевшее дело о технологической нефти "Укртранснафты", когда Лазорко закачал на заводы "Привата" 380 тыс. тонн государственной нефти, согласившись платить за это $100 тыс. в день. На сегодня "Приват" требует от госкомпании за хранение этой нефти более 1 млрд грн.
Когда у людей столько дел и такие жизненные установки, будет ли у них время на развитие транзитного потенциала страны? При Лазорко капитальные вложения в развитие и модернизацию нефтепроводов упали в среднем в пять раз по сравнению с тем, сколько вкладывалось до него.
Весной прошлого года Лазорко отстранили, и перемены не заставили себя долго ждать.
Теперь имеем промежуточный результат в виде бакинских встреч и заявлений. Да, слова — это еще не нефть, но они сигнализируют о системной работе в том направлении и как минимум сильно помогут "Укртранснафте" в диалоге с другими участниками проекта — получателями и транзитерами нефти. В нашем случае, соответственно, это Чехия и Словакия.
В Чехии на "Дружбе" стоит два НПЗ. Эти заводы и сегодня получают легкую нефть, которая приходит по морю через Босфор, а далее поднимается из порта Триест на Адриатике по системе нефтепроводов.
Какие козыри на руках украинцев? Проект по сути готов к запуску: от терминала в Южном до Бродов нефтепровод заполнен нефтью Айзери Лайт. Но очевидно, что любого получателя интересует цена. Здесь тоже есть хорошие новости: на днях Министерство инфраструктуры Украины одобрило ходатайство "Укртранснафты" по установлению 75% скидки для тарифов портовых сборов на заходы в порт "Южный" танкеров с нефтью в режиме транзита. Судя по всему, у менеджмента "Укртранснафты" есть что предложить европейцам, в противном случае — зачем было затевать переговоры с азербайджанцами?
Если удастся убедить словаков (а они вообще ничем не рискуют, только приобретают новые доходы от транзита) и чехов, в дальнейшем можно рассматривать выход на австрийские и немецкие заводы, что позволит говорить о качественно других объемах транзита.
Как и везде, здесь есть свое "но". Это проект "Укртранснафта" не сможет реализовать самостоятельно, понадобится слаженная работа профильных министерств и ведомств, включая Президента. В такой стране, как Украина, именно это может стать главной проблемой.