Как малый бизнес Японии помогает работать большому

Крупный и малый бизнес Японии не мешают друг другу, не выживают друг друга, крупный бизнес буквально зависит от малого, составляя с ним единое целое
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Япония — страна, где рядом с международными корпорациями-гигантами процветает бизнес иных размеров. В этой стране в глаза бросается невероятное количество малых предприятий. Практически все первые этажи частных домов заняты мастерскими, крохотными фабриками, магазинами, ресторанчиками, типографиями, химчистками, крошечными заправками и амбулаториями врача, где работают 3-5 человек. Чаще всего эти работники — члены одной семьи.

Семейные династии из поколения в поколение передают свои рабочие места, профессионализм и репутацию. А главное — крупный и малый бизнес не мешают другу, не выживают друг друга, крупный бизнес буквально зависит от малого, составляя с ним единое целое.

Малый бизнес как основа экономики

Японский малый бизнес можно разделить на три категории: семейные хозяйства (около 32% от общего количества малых предприятий в стране), юридические лица (20%) и частные предприниматели (48%). Если "нырнуть" в цифры, оказывается, что в малом бизнесе Японии работают от 6 до 12 млн предприятий (точную цифру назвать сложно, поскольку даже один частный парикмахер — это уже малый бизнес), это более 90% от общего числа предприятий в стране. На них работают 80% всех занятых в экономике людей (население Японии в целом составляет 127 млн человек). За рубежом японских производителей знают по именам нескольких десятков крупнейших "монстров", хотя огромный вклад в экономику Японии вносит именно малый бизнес. Можно даже сказать, что он и есть основа процветания страны. На долю малого бизнеса приходится более 53% ВВП Японии.

Началом интенсивного развития японского малого предпринимательства послужило тяжелейшее положение страны в послевоенный период (после окончания Второй мировой войны).

В послевоенное время (с 1946 года) в Японии было принято свыше 40 законов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. В 1963 году с принятием "Основного закона о малых и средних предприятиях" на законодательном уровне начали внедряться механизмы для стимулирования развития инновационного и высокотехнологичного производства в малом бизнесе, был законодательно утвержден статус малых предприятий и льготы для них. Это сопровождалось субсидиями, облегчением процесса регистрации и ведения бизнеса, обучением специалистов.

Были и нюансы — субсидии, займы. Разнообразное кредитование малого бизнеса на льготных условиях выделялось (как и сейчас) на модернизацию, переоснащение оборудования, разработку (совместно с институтами и университетами) инновационных проектов. Этот акцент привел к тому, что маленькие заводы и фабрики "первого этажа" ныне выпускают одну-две детали (части) серьезного технологического процесса, востребованного "монстрами" как в Японии, так и за рубежом.

Сосуществование больших и маленьких

В Японии произошло неразрывное соединение малого и большого бизнесов. Например, в машиностроении — там, где задействованы трудоемкие процессы, — крупные компании определяют, что им выгоднее: создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков.

В результате около 55% малых предприятий в сфере промышленности стали участниками технологических цепочек, обслуживая крупный бизнес

Например, в сфере строительства массовым жильем занимается малый бизнес, а строительством дорог, заводов, многоэтажных жилых и офисных зданий, а также торговых комплексов — крупный бизнес (привлекая на различных этапах строительного процесса малые строительные компании).

Примером такой практики, с которой можно сталкиваться ежедневно, служит сосуществование супермаркетов и теплиц в Токио. Рядом с крупными супермаркетами (на противоположной стороне улицы) выстроены небольшие теплицы, в которых частные предприниматели (чаще всего — семейное предприятие) круглый год выращивают зелень — разнообразные шпинаты, зеленый лук, салат, кориандр, митсуба, сельдерей, огурцы. Эта зелень предназначена для продажи в конкретном супермаркете через дорогу. Выгода очевидна для обеих бизнес-единиц, а также для покупателей. Постоянно, два-три раза в день, на полки супермаркета поступает свежайшая зелень, а в цену не закладываются транспортные расходы.

Налоговые особенности

В основе современной налоговой системы Японии лежит система, которая была создана американской оккупационной администрацией. В 1949–1950 годах ее предложил профессор Колумбийского университета Карл Шоуп. Он понял, что японцы как люди в высшей степени уважающие порядок платить налоги будут непременно. И потому, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белого и голубого. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не выполняют особых обязательств, но и льготами не пользуются. Если же предприниматели заполняют голубые бланки, их предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, — баланс, счет прибылей и убытков. Но за это им предоставляют право пользоваться налоговыми льготами.

Налоги в Японии достаточно высокие, они составляют примерно 40% от прибыли.

Но, судя по развитию малого бизнеса, уровень прибыли позволяет платить налоги и одновременно двигаться вперед. Ведь постоянно появляются новые направления деятельности малых предприятий. Пример тому — сфера обслуживания.

Японцы — стареющая нация, потому постоянно возникают новые услуги, такие как помощь престарелым людям на дому, прогулки с пожилыми людьми, сопровождение их в театрах, музеях, ресторанах, спортивных залах, загородных и туристических поездках. Многие пожилые японцы просто нуждаются в общении. Такую помощь также предоставляет малый бизнес.

Бизнес-пример одной улицы

В качестве примера того, как работают малые предприятия Японии, расскажу о двух предприятиях, имеющих отношение к улице в Токио, на которой я живу.

Во-первых, стоит рассказать о крошечной типографии газеты "Асахи Симбун". Эта типография — маленькое семейное предприятие. Но на модели его взаимоотношений с центральным офисом газеты можно увидеть целостную модель взаимодействия японского "большого" бизнеса с "малым". Газета "Асахи" отдает заказы маленьким типографиям, расположенным в жилых кварталах. Сама газета имеет множество личных типографий по стране, в них печатается тираж для розницы, вместе с журналами и другими продуктами концерна Асахи. А для подписчиков тиражи печатают маленькие типографии "на месте", сюда одновременно включена доставка, и это выгодно газете, поскольку не надо управлять разветвленной сетью доставки. Маленькая семейная типография занимает первый этаж частного жилого дома, примерно 30 квадратных метров. В помещении расположена одна машина для печати, одна машина для резки (безусловно, обе — современные) и компьютер. Эта типография одновременно работает доставкой по нашему кварталу именно (и только) газеты "Асахи", которую перед этим сама печатает.

Для доставки газеты в типографии имеется ровно три мотоцикла. Газета выходит 2 раза в день, а в моем квартале ее подписывает около 3000 семей. Еще часть семей получает ее электронный вариант с рассылкой из той же типографии. В самой семейной компании работают 3 члена семьи. Подписка газеты на месяц стоит около 50$. Прибыль составляет примерно 50% от дохода от подписки (необходимо учитывать расходы типографии на бумагу, расходные материалы, кредит на новое оборудование, плату центральному офису "Асахи"), 40% из прибыли также будут выплачены в налог. В результате с вычетом всего ежемесячный доход такой семейной компании составляет примерно $12-15 тысяч. Тут нужно отметить, что на каждой отдельной территории (в каждом квартале) возможно сосуществование двух маленьких типографий для разных газет — но для "Асахи" работать будет только одна из них.

Семье, владеющей типографией, приходится много работать. Для того чтобы первый тираж утром был в почтовом ящике (утренняя газета приходит в 4-5 утра), работать нужно ночью. Второй ежедневный тираж выходит в 3 часа дня (соответственно, сразу после ланча наступает второй рабочий заход).

Можно описать и более "пассивный" вид местного малого бизнеса. Первый этаж жилого дома может занимать, например, маленькая прачечная. Казалось бы, зачем она нужна, если у всех дома есть стиральные машины? Но подобные прачечные в Японии востребованы. Стиральные машины большого объема (для габаритных вещей), машины для воздушной сушки, часто — новые машины для глажки — все это делает возможным чистку своими руками в маленькой прачечной на первом этаже (и позволяет экономить на профессиональных прачечных и химчистках).

На первом этаже небольшого дома, на площади не более 20 метров квадратных, стоит три стиральных автомата и три автомата для сушки. В этой прачечной нет операторов. Клиент заходит, загружает вещи, бросает монетки и выходит пройтись, чтобы через время вернуться и забрать чистые вещи. Доход подобной прачечной гораздо меньше дохода типографии (примерно $2000 в месяц). Зато владелец свободен и занят другими важными работами, а доход от его автоматизированной прачечной позволяет оплачивать все коммунальные платежи за дом.

Часть малых семейных предприятий работают в цикле утилизации мусора и отходов. Это своего рода маленькие фабрики по подготовке (именно подготовке) бытовых отходов к утилизации. На моей улице работает такая крошечная фабрика, она собирает бумагу — например, газеты, — формирует из собранного брикеты и сама отправляет в переработку, к примеру, на туалетную бумагу. Такая же крошка-фабрика собирает жестянки (от пива и прочих напитков), ее задача — сплющить и оформить собранное в пак. То есть, в цикле утилизации мусора коммунальщики собирают целевой мусор, передают его малым предприятиям, те оформляют собранное в "товарный" и удобный вид, а потом передают на более крупные фабрики для конечной утилизации или рецикла.

Подобных малых фабрик и предприятий в Японии очень много. Малые предприниматели, средний бизнес и большой составляют тесно связанное единое целое. Ни один "малый" не висит в вакууме, он — неотъемлемая часть целого. Это одна кровеносная система, система пищеварения и выделения. После землетрясения часть малых предприятий (фабрик и заводов "первого этажа" в Тохоку, Иватэ, Сендае) остановились из-за разрушений. Вследствие этого крупные заводы в Японии и США, получающие от таких мини-заводов одну, но важную деталь, тоже остановились. Именно из таких мелких фабрик, прачечных, типографий и т.п. в целом состоит благополучие японской экономики и японцев каждого в отдельности.