Как обеспечить удачное партнерство в бизнесе

На каком-то этапе может казаться, что твой партнер — это железобетонная стена и твой тыл. Но на самом деле никто не застрахован от разногласий
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

О том, что такое бизнес-партнерство и как достичь успеха в его создании, рассуждает в своем блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста президент Ассоциации Корпоративных Медиа Оксана Тодорова.

Сегодня задумалась над такой темой, как "Партнерство в бизнесе". Вопрос многогранный и неоднозначный. На каком-то этапе может казаться, что твой партнер — это железобетонная стена и твой тыл. Но на самом деле никто не застрахован от разногласий, пассивности совладельца и даже его предательства. Быть единоличным владельцем или объединив усилия, ресурсы, инвестиции, развивать "свое" направление, вместе работая над его эволюцией?

Хэдлайнеры Бизнес форума "Инновации в коммуникациях" по-разному видят ответ на эти вопросы. К примеру, Алексей Радян, лидер сегмента нишевой парфюмерии, не рекомендует распределение функции управления бизнесом между совладельцами. Особенно он не советует приглашать к сотрудничеству родственников или друзей: "Делай бизнес с чужими так, как будто они твои братья, и с братьями так, как будто они чужие". Если пренебречь этим правилом, возникают неизбежные сложности.

Михаил Вейсберг свое отношение к данной теме демонстрирует уже в названии своей компании. Созданная в 2011 году "Корпоративные медиа. Вейсберг и партнеры" в самом названии расставляет акценты.

А вот что ответила на вопрос "Что для вас означает партнерство?" госпожа Белева, владелица европейской сети кафе-кондитерских Reprisa: "Для бизнеса важен аспект сотрудничества. Так как с партнерами происходит обмен: ты отдаешь, стремишься научить и ожидаешь такого же искреннего отношения взамен. Но время меняет людей, меняет окружающую ситуацию — среду общения. Поэтому и партнерство не может оставаться вечным. С партнерами время от времени необходимо сверяться по ценностям. В ситуациях разногласий бизнес может становиться заложником личных амбиций, новых планов или предметом спекуляций на чувствах. Иногда стоит поменять вектор партнерства. У нас были сложности в этой сфере. В 2008 году мы прошли период разногласий. Безусловно, это сложный вопрос межличностных отношений, привязанностей, доверия. Это был болезненный опыт, но он еще больше укрепил нас в ряде позиций. Ведь, как известно, "все, что не убивает, делает нас сильнее".

Есть и такой вариант, когда смежные бизнесы создают группу компаний. В данном случае каждая занимается отдельным направлением, а вместе происходит эффект синергии. Интересным примером такого партнерства может послужить группа компаний Advanter Group. Это наиболее удачный формат партнерства. Его принцип можно сформулировать так: "Постройте сотрудничество двух бизнесов в одной связке, а не двух людей в одном бизнесе".

"Один в поле не воин" — эта истина переходит из поколения в поколение. Зачастую на первом этапе совладельцы бизнеса чувствуют себя комфортно, т.к. бремя ответственности и финансового становления гораздо тяжелее нести в одиночку. Но гораздо сложнее пережить вместе испытание успехом, ведь деньги и власть открывают истинные качества человека. А они могут оказаться неприглядными. Кроме того, на тактическом уровне появляется необходимость постоянно искать компромисс: "Если я буду с кем-то работать вместе, мне придется считаться с его мнением, обсуждать, как что сделать. И тот комфорт, в котором я сейчас нахожусь — творить на свое усмотрение — будет ограничен, чего я не хочу ни при каких финансовых перспективах!"

Действительно, тема неоднозначная. Ясно лишь то, что партнерство возможно, если вас объединяют общие ценности и убеждения, понимание, доверие, глубокое взаимное уважение. Но мир так переменчив, и пазл не всегда оказывается идеальным!

Состоявшиеся бизнесмены свой выбор сделали. Советовать начинающим в этом вопросе — дело неблагодарное. В любом случае, прежде чем затевать совместный бизнес, посоветуйтесь с юристом.