Как обуздать таможенника

Новый Таможенный кодекс даст возможность предпринимателям оформлять импортные грузы без мзды

Украина занимает одно из последних мест в мире по простоте таможенных процедур. Таможенное законодательство в стране очень запутано, а права инспекторов безграничны. Результат — коррупция и засилье серого импорта. Украина — чуть ли не единственная страна в мире, где импортер узнает о таможенной стоимости своих товаров не из текста договора со своим контрагентом, а со слов таможенного брокера, который передает пожелания инспектора оформить, к примеру, скумбрию не по 40 грн. за килограмм, как это записано в договоре, а по 80 грн., поскольку такова «индикативная» цена. В результате одежда в украинских магазинах стоит в разы больше, чем в центрах моды: Милане, Париже или Лондоне, а цены на фрукты и овощи на украинских базарах сравнимы с ценами американских или шведских супермаркетов.  «Экзотика» вроде бананов, мандаринов или апельсинов в Украине стоит дороже, нежели в Европе и США. Причины все те же — украинские импортеры должны платить в разы больше налогов при импорте, чем их коллеги из стран ЕС или США.

При этом находятся даже сторонники такого положения дел — ряд народных депутатов, как правило из фракции КПУ, с пеной у рта отстаивают необходимость расширения прав таможенников и умышленного завышения таможенной стоимости импортных товаров, поскольку эти меры… направлены на защиту национального товаропроизводителя. В результате бананы в Украине стоят не 10 грн., как в Польше, а 15 грн., картофель стоит не 3 грн., как в Голландии, а все 6-8 грн. Точно так же мы переплачиваем за яблоки, киви, селедку, чеснок...

Импортеры и экспортеры каждый день сталкиваются с десятками глупых и безумных требований таможенных инспекторов. Кто-то требует заверить импортный контракт печатью контрагента, при том что во многих странах печати уже давно не применяются, кто-то требует легализовать в консульстве подпись делового партнера, ссылаясь на то, что в Украине еще не действует электронная подпись и нужно предоставлять не электронный, а бумажный оригинал соглашения.

Опытные таможенные брокеры уже давно знают все уловки инспекторов и понимают суть претензий — не подмажешь, не поедешь. Иностранные инвесторы реагируют на такие придирки эмоциональнее и либо уходят с рынка, либо отказываются от инвестиций. На самых непонятливых вроде «Арселора» таможенники даже заводят уголовные дела якобы за контрабанду угля или кокса и нарываются на международные скандалы. Об этой фантазии таможенников — металлургический комбинат якобы завозит сырье по заниженной таможенной стоимости — французские дипломаты даже проинформировали Виктора Януковича во время его визита в Париж.

Эмоциональные предприниматели предлагают радикально решить проблему украинской таможни — ликвидировать Государственную таможенную службу как таковую, а всем сотрудникам таможни на законодательном уровне запретить работать на государственной службе до конца своих дней, как это было сделано в Грузии в отношении к сотрудникам ГАИ. Однако есть и менее радикальные способы решения этих проблем.

Можно принять новую редакцию Таможенного кодекса, в которой прописать ясные и точные процедуры таможенного контроля, чтобы у инспектора не было технической возможности требовать мзду. Проект такого документа в правительстве уже готовится под руководством вице-премьера Тигипко. И судя по негативной и нервной реакции руководства ГТСУ, документ будет сильный. Во-первых, он предполагает, что таможенная стоимость будет определяться по цене контракта. Другие способы установления таможенной стоимости будут применяться только в исключительных случаях, четко описанных в кодексе. Во-вторых, кодекс фиксирует граничный срок оформления товаров на границе — четыре часа. Если товар оформляется дольше — таможня уплачивает предпринимателю штраф.

Параллельно в правительстве изучают опыт Италии и Венгрии, которые объединили таможню и налоговую в единую финансовую инспекцию при Министерстве финансов.
Глава ГТСУ Игорь Калетник с такой таможенной реформой явно не согласен. На днях депутаты-коммунисты уже внесли в парламент альтернативный проект документа, разработанный специалистами из таможни. Этот проект значительно расширяет права таможенного инспектора, при этом его полномочия будут выписаны не на уровне кодекса, а в подзаконных инструкциях и приказах. Во-вторых, таможенники пытаются внедрить презумпцию вины импортера — все, даже технические ошибки в декларации или изменения массы груза (например, в результате его усушки) будет караться максимальными штрафами. К тому же в кодексе сохраняются «дельты» штрафов, когда за одно и то же правонарушение инспектор может или конфисковать товар, или выписать штраф на символическую сумму.

Иначе говоря, нормы нового кодекса, предлагаемого самой таможней, противоречат не только интересам страны и заявленному новой властью духу реформ, но и здравому смыслу. Больше шансов у проекта Тигипко, но самого факта принятия нового кодекса для проведения полноценной реформы в таможне мало. Кроме этого нужны и жесткие кадровые решения — президент должен отреагировать на десятки обращений предпринимателей о необходимости увольнения дискредитировавших себя руководителей таможенной службы.