Как оценить эффективность регионального инвестиционного проекта?

Государство планирует потратить 3 млрд гривень на инвестпрограммы и проекты регионального развития. Насколько оправданными могут быть эти траты фонда регионального развития и как в целом нужно оценивать эффективность инвестиционного проекта?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В мае на правительственном портале был опубликован перечень инвестиционных программ и проектов регионального развития на 2016-й год, утвержденный Кабмином. В 11 регионах страны предполагается профинансировать 219 проектов общей стоимостью более 1 млрд грн. В июне вице-премьер министр Геннадий Зубко на своей странице в соцсети Facebook написал, что из государственного бюджета на развитие регионов в этом году предполагается потратить почти 3 млрд грн. По его словам, уже утвержден перечень проектов на территориях местных общин для инвестирования.

Прочитав это, я как финансист заинтересовался: какой экономический эффект предполагается получить от вложенных инвестиций? Но не смог найти эту информацию. Интересно, ее просто не озвучили, или эффективность проектов не оценивали, а окупаемость — не предполагается?

В общепринятой практике в зависимости от того, кто является заказчиком проекта (государственная организация или частная компания), есть разные критерии оценки эффективности инвестиционного проекта. Например, для государственного заказчика приоритетными являются макроэкономические и социальные показатели в масштабах страны. Для частного заказчика (инвестора) на первый план выходят макроэкономические показатели для его бизнеса. Но в любом случае есть универсальные для всех инвесторов требования: доход (прибыль), сумма инвестиций и срок их окупаемости, рентабельность инвестиций.

Для оценки инвестиционных проектов основным фактором являются денежные потоки и их распределение во времени. Простыми словами — сколько денег и как быстро принесет проект. Кроме того, есть показатель, который интегрирует все виды эффекта — инвестиционная привлекательность проекта. Одним из наиболее простых и быстрых методов его определения является период окупаемости. Он также позволяет оперативно сравнить альтернативные проекты в отношении рисков. Если все основные параметры идентичны, то финансирование проекта с более коротким периодом окупаемости считается менее рискованным.

В этом контексте показателен опыт Чехии, которая создала одну из наиболее эффективных систем привлечения и поддержки прямых иностранных инвестиций в региональные и социальные программы. Любая компания, создающая производство в депрессивных экономических регионах, может воспользоваться льготами и субсидиями вплоть до возврата 50% инвестиционных затрат за счет фондов Министерства регионального развития Чехии. Инвесторы также получают гранты по программе создания рабочих мест, трудоустраивая выпускников профтехучилищ, инвалидов, местных жителей, зарегистрированных на бирже труда. Размер такого гранта зависит от уровня безработицы в конкретном регионе. Кроме того, в этой стране широко действуют программы национального дотирования R&D (научно-исследовательской — Delo.UA) деятельности промышленных предприятий. К примеру, государство оказывает инвестиционную помощь до 50% средств, если предприятие реализует инвестиционные проекты, расширяющие промышленное производство, внедряющие новые технологии и увеличивающие производительность труда, развивающие инфраструктуру, позитивно влияющие на экологическую составляющую региона и пр.

Что же в Украине? На 2016 год утверждены региональные инвестпроекты в таких сферах:

•97 единиц в образовании (338,5 млн грн);

•40 — водоснабжение и водоотведение (378,2 млн грн);

•30 — здравоохранение и социальная защита населения (144,4 млн грн);

•23 — дорожно-транспортной инфраструктуры (77,2 млн грн);

•12 — культуры (24,2 млн грн);

•7 — газо-, тепло-, энергоснабжение (19,1 млн грн);

•2 — спорт (8,6 млн грн) и пр.

В Харьковской области, например, львиная доля инвестиционных средств будет потрачена на реконструкцию областной филармонии. Также предусмотрены затраты на замену газовых котлов в одном из пгт, строительство систем водоснабжения, реконструкцию местных дорог и … систем уличного освещения в селах.

Поможет ли это привлечь инвесторов в регион, который по итогам 2015 года стал лидером по уровню социально-экономического развития? Разве что они оценят комфортную езду по восстановленным дорогам, а свет на улицах позволит осматривать потенциальные инвестобъекты до поздней ночи.

Основа развития Украины — это развитие регионов. Поэтому инвестиционные проекты должны быть направлены не только в водоснабжение или дорожно-транспортную инфраструктуру. Важно создать условия для развития предпринимательства, которые дадут мультипликационный экономический эффект. Более того, они обязательно должны выходить на рост и самоокупаемость.

Так что объективный для любого финансиста вопрос эффективности и окупаемости предлагаемых проектов остается открытым. Как, впрочем, и еще один — правильно ли называть "инвестиционными проектами" улучшение инфраструктуры украинских городов и сел за счет средств государственного бюджета?