Как построить карьеру на телевидении

Правила генерального директора группы "1+1 медиа" Александра Ткаченко, которых не найти в книгах

Мне сложно удивить какими-то новыми прорывами и бизнес-стратегиями. Но я расскажу вам о правилах, которым научился на телевидении — в этом мэджик-бизнесе.

Был 1988 год, и мы, тогда студенты факультета журналистики Киевского университета, делали первые пробы на государственном телевидении.

Мне и моему товарищу Игорю Слесаренко было всего по 22 года, и мы начали делать выпуск популярной тогда программы "Молодіжна студія "Гарт". Сняли ее, пришли сдавать, но из восьми сюжетов в эфир разрешили выдать только два. Мы сказали: "Или все, или ничего". И тогда завотделом студии Андрей Папуша и главный режиссер, которые были намного старше нас, пошли доказывать нашу правоту перед начальством. Через какое-то время они вернулись и сказали, что удалось отстоять еще три-четыре сюжета. У нас тогда был выбор: или идти на компромисс, с тем, чтобы сюжеты вышли в эфир, или отказаться вовсе. Мы настояли. И большая часть сюжетов все-таки вышла. Так мы начали свою телевизионную карьеру: с одной стороны, студентам первый раз в жизни дали шанс на советском телевидении сделать полноценный выпуск программы, которая шла для всего СССР, с другой стороны — мы пошли на компромисс, т.к. большего в той ситуации достичь было нельзя. Символично, что в той программе было интервью с Николаем Амосовым, в котором он говорил о таком нетипичном в Советском Союзе понятии, как компромисс.

В 1994 году мы начали делать программу "Післямова" — для этого создали свою продакшн-компанию по всем правилам бизнеса: сделали презентацию, сняли кое-какие материалы, пошли по банкам и получили кредит. Но мы поняли, что рук и голов не хватает, чтобы сделать нечто выдающееся. Но в то время опытных журналистов, умеющих работать по стандартам Би-би-си, а не по советским стандартам, было немного. По сути, мы собрали всех лучших, и то — им было лет по 30.

Поэтому я пошел искать молодых ребят, которые могли бы прийти к нам. Так в программе появились Андрей Шевченко, Иванна Найда, Лесь Терещенко. Это было удивительное сочетание, которое давало вдохновение всем более опытным журналистам. А когда было сложно, мы не имели права сдаваться, потому что рядом с нами были 18-19-летние пацаны, и мы не могли показать слабости. В последующем, работая уже в других компаниях, я использовал ту же схему. Для меня идеальный баланс — это 30% опытных людей и 70% молодых, имеющих потенциал расти и развиваться. В таком случае у компании есть большие шансы на успех. А если сотрудники одного возраста — получается рутина, люди не видят новых возможностей.

"Прибыль должна иметь значение"

В 1999 году, когда мы пришли на "Новый канал", он был не особо кому-то нужен. Изначально перед нами стояла задача и развития, и моментальной продажи канала, потому что для владельцев — "Альфа Групп" — это был непрофильный бизнес. В "Альфа Групп" учили меня бизнесу, а я, насколько мог, объяснял содержание и значение телевидения.

Спустя два года канал стал третьим по популярности в стране, а еще через год его сняли с продаж, потому что он начал приносить прибыль. Позднее его продали по другим причинам, но цена уже была в два раза выше изначальной. И наша постоянная дискуссия с владельцами канала о том, что первично, в результате приобрела для меня очень интересную формулу — прибыль имеет значение.

Безусловно, после успешных сделок остаются цифры, деньги и прибыль. А после сделок, за которыми стоит значение, остаются каналы, которые имеют смысл.

Колонка опубликована в "ИнвестГазете" №44.