Как провести референдум, чтобы освободить Тимошенко

В Украине недавно был принят закон о референдуме, который открывает возможность освободить Юлию Тимошенко с помощью изменения народом некоторых законов
Референдум: как выпустить из тюрьмы Юлию Тимошенко. Эпизод второй. В круге первом. Аверс.

Ранее мы уже определились, что вступивший 28 ноября закон о референдуме дает нашим соотечественникам ни много, ни мало — а прямо таки возможность освободить Юлию Тимошенко. Например, изменив (смягчив) положения уголовного кодекса, касающиеся преступления, по которому осуждена Юлия Владимировна. Правда, возможность эта пока потенциальная. Мы же продолжаем размышлять над тем, можно ли сделать ее "кинетической".

В связи с вопросами, возникшими по результатам публикации первого материала, сразу снимем несколько "непониманий". Да, действительно, по новому закону народ имеет право сам принимать законы. Законы, которые принимаются по результатам референдума, не требуют их утверждения парламентом, а вступают в силу после оглашения результатов голосования.

Для понимания всей сути нашей задачи нам сначала надлежит стать романтиками и исследовать "аверс" — лицевую сторону процесса.

Итак, что нужно для проведения референдума.

Люди. Для провозглашения референдума в первую очередь нужна инициативная группа. Чтобы ее создать, надо собраться двум тысячам взрослых украинских граждан и провести собрание. К собранию следует подготовить сформулированный вопрос или текст законопроекта, который надлежит утвердить народной инициативой. В нашем случае это должен быть проект закона о внесении изменений в ст. 365 Уголовного кодекса Украины "Превышение власти или служебных полномочий".

За пять дней до такого собрания инициаторам нужно предупредить Центральную избирательную комиссию о грядущем мероприятии. ЦИК направит на такое ответственное дело своего представителя, который засвидетельствует факт проведения собрания.

На собрании должен быть утвержден персональный состав инициативной группы (не меньше пятисот человек), уполномоченный представитель, а также ряд других важных вопросов.

После этого инициативная группа сдает документы, утвержденные на собрании, в ЦИК. Последний проверяет их соответствие Конституции, законам и выдает уполномоченному представителю свидетельство о регистрации инициативной группы.

Чтобы референдум состоялся, придется собрать не меньше трех миллионов подписей граждан Украины, имеющих право голоса. При этом необходимо, чтобы подписи были собраны не менее чем в 2/3 всех областей не меньше чем по сто тысяч в каждой. Не следует забывать и о сроке, в течение которого инициативная группа должна собрать подписи. Срок весьма символичен — сорок дней с момента выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы.

Деньги. Все действия до момента получения свидетельства о регистрации инициативной группы инициаторы совершают за свой счет. Затем открывается специальный "референдумный" фонд, куда могут вноситься пожертвования. После того, как референдум провозглашен (об этом ниже), его финансирование возлагается на госбюджет.

Когда подписи собраны, подписные листы сдаются в ЦИК. Семь дней дается комиссии на подсчет и выборочную проверку подписей. Чтобы не возникло сомнений в несерьезности такого мероприятия, как проверка подписей, ЦИК приглашает на помощь Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру Украины. Именно они (а не их районные, городские, областные и прочие структурные подразделения, во всяком случае, этого требует закон) должны провести проверку подписей и отчитаться перед ЦИК в установленные ею сроки.

Как только будет установлен факт сбора трех и более миллионов подписей, ЦИК выносит соответствующее решение, которое должно молниеносно (закон требует, чтобы не позднее следующего дня) попасть к президенту для подготовки Указа о провозглашении всеукраинского референдума.

Указ президента Украины о провозглашении всеукраинского референдума должен быть опубликован в течение трех дней с момента его подписания.

Все остальное — дело техники. Государственный бюджет "худеет" на изрядные суммы, связанные с подготовкой и проведением референдума, создаются окружные, участковые комиссии, составляются списки, ведется агитация и т.д. Напоминать техническую сторону вопроса с учетом недавних "выборных" событий, полагаю, не стоит. Отметим лишь, что голосование происходит в последнее воскресенье пятидесятидневного срока с момента издания указа.

Еще скажем напоследок, что наш законопроект о смягчении Уголовного кодекса вступит в силу в день, когда ЦИК официально провозгласит результаты референдума. Естественно, если эти результаты будут положительными. Закон, который принят посредством референдума, даже не должен быть предварительно опубликован в официальных СМИ.

Что ж, аверс блестит, фасад сияет, референдум нам по плечу! Так ли это? Едва ли. Реверс нашей "монеты" более интересен. Благодаря ему мы поймем, что все задуманное — не более, чем компьютерная игра, в которой все победы не выходят за пределы монитора. Итак, "изнанка" процесса референдума — в самое ближайшее время…