Как трансграничное сотрудничество свяжет Украину с Европой

Директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции (2008-2010 годы) Вадим Трюхан рассказал, что такое трансграничное сотрудничество и чем оно полезно Украине

Тема трансграничного сотрудничества возникла еще до получения Украиной независимости. Еще в составе СССР у нас было право на определенные формы этой деятельности, но носили они скорее фасадный характер. Главным образом Киев и некоторые другие украинские города могли устанавливать побратимские связи, в основном с городами стран так называемого социалистического лагеря.

СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

В полной мере ощутить все плюсы и минусы от такой формы международного сотрудничества Украина смогла уже после провозглашения своей независимости. И хотя это направление деятельности довольно слабо регулировалось национальным законодательством в начале 90-х годов, местные общины и власти, в первую очередь в западных пограничных областях, практически сразу начали искать возможности сотрудничества с административно-территориальными единицами из соседних стран.

Сейчас трансграничное сотрудничество осуществляется в нескольких формах. В первую очередь это традиционные договоры между административно-территориальными единицами Украины и других стран о сотрудничестве в сферах, которые относятся к их компетенции (культура, гуманитарные связи, спорт, образование, экология и т.д). Особое место в этом ряду занимают договоры об установлении побратимских связей. Кстати, город Одесса, установив еще в далеком 1944 году побратимские связи с городом Ванкувером, был одним из пионеров этого движения, которое сейчас насчитывает сотни и тысячи участников. На данный момент более 50 городов Украины имеют побратимские отношения с более чем 160 административно-территориальными единицами зарубежных стран (Одесса – 26 городов-побратимов, Харьков – около 20, Днепропетровск – 15, Киев – более 70 и ит.д.).

Следующей разновидностью трансграничного сотрудничества, которую Украина начала развивать практически сразу, после получения независимости, являются так называемые Еврорегионы. На данный момент пограничные области нашей страны берут участие в функционировании восьми Еврорегионов. Это "Буг", Карпатский”, "Нижний Дунай", "Верхний Прут", "Днепр", "Слобожанщина", "Ярославна" и “Донбасс”. В их состав входят Волынская, Донецкая, Закарпатская, Ивано-Франковская, Луганская, Львовская, Одесская, Сумская, Черновицкая, Черниговская и Харьковская области Украины.

Третьей и, по моему мнению, самой перспективной формой трансграничного сотрудничества являются программы приграничного сотрудничества, которые реализуются в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) ЕС. Украина принимает участие в четырех таких программах: «Украина – Польша – Беларусь», «Украина – Словакия – Венгрия – Румыния», «Украина – Румыния – Молдова» и «Черное море» (программа, в которой принимают участие 10 стран Черноморского региона). Бюджет, который выделяет Европейский Союз для реализации этих программ, составляет более 378 млн. евро на 2007-2013 годы. В рамках этих программ реализуются проекты по таким направлениях, как, например, улучшение управления границами, контакты между людьми, экология, улучшение конкурентоспособности пограничных территорий и т.д. 

КАК ЗАКОН ВЕЛИТ

Эта деятельность регулируется документами двух уровней. Во-первых, это международные конвенции, стороной которых выступает Украина. Это Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами или властями, Европейская хартия городов и другие инструменты, принятые Советом Европы. Но это также и двусторонние договоры, которые заключает Украина. Например, с Европейским Союзом еще в 1994 году было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, статьей 70-й которого регулируются вопросы налаживания прямых связей между территориально-административными единицами обеих стран. Учитывая то, что интенсивность сотрудничества с ЕС постоянно возрастала на протяжении последнего десятилетия, значительно более детально эти вопросы регламентированы в разделе «трансграничное и региональное сотрудничество» Повестки дня ассоциации Украина – ЕС, - документе, разработанном для подготовки Украины к функционированию в условиях выполнения будущего Соглашения об ассоциации. Двусторонние договоры, которые тем либо иным образом регламентируют вопросы трансграничного сотрудничества, также заключены Украиной с Россией и другими пограничным с ней странами.

Во-вторых, национальное законодательство Украины. Ключевыми документами здесь являются законы Украины «О трансграничном сотрудничестве», «О местном самоуправлении», статья 4-я закона «Об основах внутренней и внешней политики». Важно отметить, что законодательство Украины не полностью отвечает нормам и стандартам Совета Европы и Европейского Союза. Поэтому тут еще нужно поработать субъектам законодательной инициативы, с тем чтобы заполнить существующие пробелы и убрать несогласованности.

По моему мнению, на данный момент трансграничному сотрудничеству Украина уделяет недостаточное внимание. Дело в том, что в Европейском Союзе принцип субсидиарности (больше решений на более низком уровне) является одним из основополагающих. Вместе с тем в Украине органы местного самоуправления имеют достаточно ограниченные полномочия, а тем более ресурсы для решения проблем местного значения.

Трансграничное сотрудничество является не чем иным, как инструментом решения местных проблем. Поэтому для того чтобы обеспечить максимальную эффективность этой деятельности, в первую очередь необходимо привести в соответствие с европейским свое национальное законодательство, наделить достаточными полномочиями органы местного самоуправления и выделить необходимые ресурсы для наполнения практическим содержанием проектов в рамках трансграничного сотрудничества.

Потенциально эта деятельность может и должна стать одной из наиболее приоритетных для Украины, поскольку на местном уровне через небольшие, но эффективные проекты, которые реализуются украинскими организациями совместно с их партнерами из европейских стран, достигается внедрение европейских норм и стандартов, а главное - перенесение на территорию Украины лучших европейских практик управления и ведения дел в органах управления. 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПРИМЕР

Пример нам стоить брать с наших западных партнеров - Румынии, Польши и Словакии, которые давно научились максимально полезно для себя использовать каждый выделенный Европейским Союзом или другим донором евро или доллар. Вместе с тем задача Украины - стать образцом для других стран СНГ в плане достижения максимальной эффективности для страны реализуемых проектов трансграничного сотрудничества. Это своеобразная миссия нашей страны, наш шанс. Было бы неразумно не использовать его.

Однозначно, государство должно задавать тон в этом направлении. Но тут нужно придерживаться золотой середины. Зарегулировать все и централизовать нецелесообразно. Задача, которую нужно решить в Киеве, - присоединиться ко всем документам Совета Европы в этой сфере и обеспечить их полную имплементацию,  принять необходимые законы и подзаконные акты. Плюс к этому было бы полезно принять государственную целевую программу развития трансграничного сотрудничества. Но практика принятия всех оперативных решений в центре давно уже подзабыта во всем цивилизованном мире. Нужно давать максимальную свободу действий органам местного самоуправления, и тогда им будем выгодно проявлять инициативу, налаживая все новые и новые трансграничные контакты и реализуя соответствующие проекты без излишней бюрократизации процесса.

ПРЕИМУЩЕСТВА УКРАИНЫ

Преимущества для Украины очевидны. В первую очередь это улучшение стандартов управления. В ЕС любят употреблять термин «good governance». Это как раз то, чего нам не хватает на местах. Через привнесение европейских норм и стандартов, а также лучших европейских практик мы значительно повысим качество нашего управления. Кстати, большинство успешных украинских мэров, перед тем как что-то менять в своих хозяйствах, стараются попасть в одну из стран Евросоюза, для того чтобы изучить их опыт. Учиться лучше на ошибках других, а не набивать заново себе шишки.

Во-вторых, это улучшение инфраструктуры. На границе Украины построен не один мост и реконструирован не один пограничный переход за деньги Евросоюза. В рамках деятельности Еврорегионов доноры нередко выделяют деньги на ремонты школ, фельдшерских пунктов, компьютерную технику и т.д. Думаю, что мы до сих пор нуждаемся в инфраструктурных проектах, работы в нашей глубинке и на границах еще непочатый край.

В третьих, это постоянное общение между людьми, что способствует лучшему пониманию друг друга и влияет на государственную политику той или иной страны по отношению к Украине. Нам нужны опыт и помощь наших друзей из Европы. Но нам также и самим есть чем поделиться с ними. Мир взаимосвязан. Через порой небольшие проекты, которые улучшают взаимопонимание между небольшими городками либо селами, достигается стабильность и взаимовыгодность отношений между государствами.

Ну и последнее. Трансграничное сотрудничество - это та незримая нить, которая связывает украинцев с внешним миром, в первую очередь с Европой. Это то, что нам нужно для постепенной интеграции в Евросоюз.

19-20 октября в Донецке состоится IV Международный Инвестиционный Саммит DID 2011. Тема саммита в этом году «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО». Генеральный партнер Саммита компания «Систем Кэпитал Менеджмент»  http://www.scm.com.ua/