Какой будет электронная торговля в Украине

Украинские депутаты в плотную занялись доработкой закона об электронной торговле. Какие новые правила работы ждут украинские онлайн-магазины?

Бурный рост телекоммуникационных технологий вызвал к жизни целый ряд явлений, ранее не виданных и не ожидаемых. Социальные сети, киберпреступность, интернет-зависимость. Эти и многие другие понятия стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Происходящие глобальные изменения не могли не коснуться также и экономических отношений, породив такой феномен, как электронная коммерция. Особенную актуальность в связи с этим, приобрели вопросы защиты прав участников электронной торговли, определения юрисдикции при рассмотрении споров, использования электронной цифровой подписи и т.д.

30 января 1997 года Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден Типовой закон "Об электронной торговле" (далее — ЮНСИТРАЛ). В последующем 05.07.2001 он был дополнен Типовым законом ЮНСИТРАЛ об электронных подписях. Эти законы стали основой для создания государствами своего внутринационального законодательства.

Активная работа по созданию собственных правил ведения электронной торговли велась и Европейским сообществом. 08 июня 2000 года вступила в силу Директива № 2000/31/ЕС о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции на внутреннем рынке. Появление данной Директивы ознаменовало собой начало активного процесса формирования единообразного европейского правого поля для электронной торговли.

Разрабатывая положения нового законодательства, его создатели столкнулись с рядом проблем, связанных с разрешением таких вопросов, как:

- порядок определения места предоставления онлайновых услуг;

- определение понятия "коммерческое сообщение";

- признание действительными договоров, заключаемых электронным способом;

- определение эффективных средств правовой защиты участников электронной торговли, учитывая их географическую удаленность друг от друга и т.д.

Страны восточной Европы, в т.ч. и Украина, не могли оставаться в стороне от этих процессов.

Украинский рынок e-comers возник и развивается как неотъемлемая часть общемирового рынка электронной торговли. В связи с этим наработки международного и европейского законодательства приобретают для нас особенное значение.

Первыми шагами Украины на пути законодательного урегулирования сферы информационных технологий стало принятие в 1998 году ряда законов, в том числе "О Национальной программе информатизации", "О концепции Национальной программы информатизации". В течение последующих лет был принят целый ряд иных нормативно-правовых актов, призванных организовать правовую и техническую среду для осуществления предпринимательства в сети Интернет. Среди них необходимо отметить Закон Украины "Об электронной цифровой подписи" и Закон Украины "Об электронных документах и электронном документообороте".

Однако, не смотря принятые меры, установить четкие правовые основы использования информационно-телекоммуникационных средств в электронной коммерции дот сих так и не удалось.
Вследствие возникшей правовой неопределенности развитие рынка электронной торговли в Украине искусственно сдерживается наличием ряда факторов, в том числе слабым развитием национальных систем электронных платежей, отсутствием гарантий прав участников электронной торговли и т.д.
Устранить существующий пробел взялись народные депутаты, представившие на рассмотрение Верховной Рады целых пять проектов закона об электронной торговле. Три из них были зарегистрированы. Это проекты Закона об электронной торговле № 6086 народного депутата Ю.В. Полунеева, № 6086-1 депутата А.В. Яценко и проект № 6086-2 депутатов В.Т. Корж и Ю.М. Мороко. Два проекта, а именно, № 6086-1 и № 6086-2 по результатам первого чтения принятыми не были. Что касается проекта Ю.В. Полунеева, то он был взят за основу и отправлен на доработку.

События, связанные с обсуждением депутатских инициатив не могли не привлечь к себе внимания общественности. Положения проекта № 6086 активно обсуждались и продолжают обсуждаться в средствах массовой информации. Интерес к данной теме усиливается также и тем, что Главное научно-экспертное управление Аппарата ВР Украины рекомендовало разработчикам проекта № 6086 учесть позитивные положения не принятых проектов.

Формат данной статьи не позволяет исследовать все проблемы правового регулирования электронной торговли, поэтому коснемся некоторых из них, связанных, например, с порядком оформления электронной сделки.

Согласно ч. 1 ст. 10 проекта № 6086 электронная сделка должна содержать все существенные условия, предусмотренные для договора Гражданским кодексом Украины. Аналогичные требования к электронной сделке предъявляются в ст. 11 проекта № 6086-1. Часть 4 ст. 6 проекта № 6086-2 указывает о том, что договор в электронной сделке, иные электронные документы, связанные с оформлением и осуществлением сделки должны соответствовать по смыслу и форме требованиям, предусмотренным действующим гражданским законодательством Украины.

Итак, все предложенные законопроекты содержат четкое указание на то, что электронные сделки должны соответствовать требованиям действующего в Украине гражданского законодательства. Но каковы эти требования?

Согласно ч. 1 ст. 205 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) сделки могут совершаться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательная письменная форма предусмотрена для сделок, заключаемых между физическими и юридическими лицами, если сумма сделки превышает в 20 и более раз размер не облагаемого минимума доходов граждан (340,00 грн.) (ст. 208 ГК). Сделка считается заключенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в листах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Сделка считается совершенной в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или иного технического способа связи (ч. 1 ст. 207 ГК).

Итак, не важно, в какой форме мы обмениваемся сообщениями при заключении договора. И традиционная бумажная и электронная форма признаются равными.

Важным дополнением к указанным статьям Гражданского кодекса стали положения Закона Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" от 22.05.2003 № 851-IV (далее — Закон 851-IV). Согласно ст. 5 этого Закона электронным является такой документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа.

Перечень и порядок размещения обязательных реквизитов электронных документов определяется законом. Электронный документ может быть создан, передан, отображен и преобразован электронным способом в визуальную форму. Визуальной формой предоставления электронного документа является отображение данных, которые он содержит, электронным способом или на бумаге в форме, пригодной для понимания его смысла человеком.

Таким образом, если в ходе совершения покупки, например, ноутбука в Интернет-магазине, стороны обмениваются электронными документами, письмами, уведомлениями и они без ущерба для их содержания могут быть распечатаны, то такие электронные документы по силе своей равны документам, составленным в письменном виде. Разницы нет никакой.

Идем дальше.

Согласно упомянутой ст. 5 Закона 851-IV электронный документ будет считаться полноценным только в том случае, если в нем будут содержаться и размещаться в определенном месте обязательные реквизиты.Согласно ст. 1 данного Закона обязательным реквизитом электронного документа являются обязательные данные, без которых такой документ не может быть учтен и, не будет иметь юридической силы.

Любопытным является то, что термин "учет" и его производные в Законе 851-IV более ни разу не упомянут. Мы можем лишь предположить, что такое явление как учет электронного документа будет иметь место при организации электронного документооборота. Статья 9 Закона 851-IV определяет, что электронный документооборот (оборот электронных документов) это совокупность процессов создания, обработки, отправки, передачи, получения, хранения, использования и уничтожения электронных документов, которые осуществляются с помощью проверки целостности и в случае необходимости с подтверждением получения таких документов.

Таким образом, обязательный электронный реквизит — это определенная законом неотъемлемая характеристика электронного сообщения, которая позволяет, во-первых, отнести такое сообщение к электронным документам, и, во-вторых, дает возможность учитывать этот документ в электронном документообороте. Следовательно, если электронное сообщение не будет иметь обязательных реквизитов, то оно электронным документом не признается и, соответственно, юридической силы не имеет.

Теперь обратимся к нашему примеру с покупкой ноутбука. Если оценивать электронный документооборот данной сделки, то станет очевидным, что сообщения продавца и покупателя кардинально разнятся. До того момента, когда в базе данных Интернет-магазина появится запись с персональными данными покупателя, стороны обменяются рядом сообщений. При этом сообщения покупателя частью могут быть признаны электронными сообщения с точки зрения ст. 5 Закона 851-IV, а частью нет. Начиная с открытия страницы сайта, покупатель должен будет отправить ряд сообщений, в которых не будет текстового содержания. Эти сообщения, назовем их сообщения-клики, генерируются кликом мыши компьютера. Примером являются сообщения-клики "купить", "оформить заказ" и т.п. Такие сообщения, естественно, не имеют необходимых реквизитов электронного документа. Следовательно, они не могут быть учтены в электронном документообороте, а значит и юридической силы они иметь не будут. Но практика свидетельствует об обратном. Именно сообщения-клики вкупе с иными текстовыми электронными сообщениями покупателя приводят к возникновению прав и обязанностей сторон электронной сделки.

Из приведенных рассуждений следуют такие выводы:

1. В ходе заключения и исполнения электронной сделки, ее стороны используют электронные сообщения двух видов — электронное сообщение, имеющее статус электронного документа с точки зрения ст. 5 Закона 851-IV и электронное сообщение-клик, не имеющее статуса электронного документа в понимании указанного Закона.

2. Использование покупателем сообщений-кликов приводит к юридически значимым последствиям, следовательно, такие сообщения юридическую силу имеют.

Предложенные выводы указывают на наличие противоречий действующего Закона 851-IV и практики Интернет торговли, что может служить как темой правовой дискуссии, так и основанием для усовершенствования действующего законодательства.

Еще одной неотъемлемой характеристикой электронного документа, его реквизитом, является наличие подписи отправителя.

Согласно ч. 2 ст. 207 ГК сделка считается такой, которая совершена в письменной форме, если он подписан его стороной (сторонами).

Статьи 3, 4 Закона Украины "Об электронной цифровой подписи" указывают о том, что электронная цифровая подпись (ЭЦП) по своему правовому статусу приравнивается к собственноручной подписи. ЭЦП предназначена для обеспечения деятельности физических и юридических лиц, которая осуществляется с использованием электронных документов. ЭЦП используется физическими и юридическими лицами — субъектами электронного документооборота для идентификации подписанта и подтверждения целостности данных в электронной форме.

Таким образом, ЭЦП является еще одним необходимым условием для того, чтобы обычное электронное сообщение приобрело значение электронного документа.

Положения проектов закона об электронной торговле не только дублируют правило об использовании ЭЦП, но и развивают его. Так, согласно статей 10, 11 проекта № 6086-1 электронная сделка является электронным документом, который подписывают стороны. В этом случае, документ должен содержать ссылку на технологию и процедуру формирования электронной цифровой подписи.

Электронная сделка может быть заключена исключительно путем обмена уведомлениями. Такая электронная сделка по своей юридической силе равнозначна сделке, заключенной в устной форме. К электронной сделке применяются общие положения, предусмотренные Гражданским кодексом.

Если указанные статьи проекта 6086-1 попадут в новый закон в своем первоначальном виде, а вероятность этого велика, то участники электронной коммерции столкнуться и необходимостью использовать ЭЦП практически во всех электронных сообщениях, которыми они обмениваются.

Главными из таких сообщений будут предложение заключить договор (оферта) и согласие дрогой стороны на его заключение (акцепт оферты). При этом следует учесть, что необходимость оформить ЭЦП будет возложена не только на субъектов предпринимательства, осуществляющих электронную торговлю, но и покупателей — обычных граждан. Как такое указание закона будет выполняться, не известно. Ведь не смотря на то, что Закон об ЭЦП действует с 01 января 2004 года, а Закон "Об электронных документах и электронном документообороте" действует с 27.06.2003 года сделки в Интернет-магазинах совершаются без использования ЭЦП.

Правда народный депутат Яценко А.В., автор законопроекта 6086-1, об этой проблеме не забыл и включил в свою редакцию предложение дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей номер 1603 следующей редакции:

Статья 1603. Незаконная электронная коммерция

Незаконная электронная коммерция, т.е. осуществление лицами действий и операций по оформлению и осуществлению сделок с помощью дистанционного взаимодействия этих лиц и/или иных субъектов, побочно связанных с обеспечением порядка оформления и осуществления сделок в их информационных системах с целью продажи или поставки товаров, в т.ч. электронных товаров, выполнения работ и/или осуществление иных действий, направленных на получение прибыли, с нарушением требований Закона Украины "Об электронной коммерции", влечет за собой наложение штрафа в размере стоимости электронного товара с конфискацией такого товара и изъятием денежных средств.

Вот так, ни много, ни мало, но покупка ноутбука без использования сторонами сделки ЭЦП может обернуться:

1. Наложением штрафа на обе стороны в размере стоимости ноутбука;

2. Конфискацией ноутбука у покупателя;

3. Изъятием полученных денег у продавца.

Таким образом, выгода государства от наказания нарушителей закона об электронной коммерции составит четырехкратный размер стоимости сделки. А если учесть, что общий объем операций в Украинском Интернете по некоторым данным в 2011 году составил около 370 000 000 долларов США, то, умножив эту цифру на четыре, мы сможем представить цену вопроса…

Тут есть о чем поразмыслить. Не правда ли?