Катеринчук: Таможенный кодекс перепишут на 20% уже в этом году

Новый Таможенный кодекс, как и Налоговый, обречен на внесение изменений и принят исключительно с целью быстрого наполнения бюджета, сказал в интервью "Делу" заместитель главы Комитета ВР по вопросам финансов народный депутат Николай Катеринчук
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Николай Дмитриевич, какое общее впечатление о новом Таможенном кодексе у вас сложилось?

В целом положительный документ. Есть, конечно, там переборы, связанные с расширением контролирующих полномочий таможенной службы в условиях, когда 50% экономики находится в тени, и большую часть в этом составляет контрабанда. Наверное, правильно не только контролировать сбор налогов на границе, но еще и внутри страны ( одно из нововведений кодекса — упор на постаудит товаров. — "Дело"). Контрабанда оседает в Украине именно через транзит. Хотя тут есть противоречивые вещи, потому что этим же занимается СБУ и налоговая милиция.

Получается перекрещивание функций?

Да, это одно из самых узких мест, а все остальное, я думаю, заточено под те задачи, которые ставятся перед таможней по увеличению поступлений в бюджет. Они адекватно требуют своих полномочий. Как это будет оценено обществом, сложно говорить, потому что пока не ясна практика применения всего, что записано в Таможенном кодексе. Как оно будет исполняться — как написано или как всегда? Если как всегда, то, наверное, не надо было его и принимать.

Импортеры жалуются на то, что кодекс внедряется слишком быстро. Два месяца на адаптацию бизнеса мало…

Этот документ запоздал года на два. То, что его не приняли ни в начале года, ни в прошлом году, это был серьезный удар по возможностям таможенных органов выполнять бюджетные задачи, которые "спускает" Минфин. Нынешний вариант более удобен.

Удобен прежде всего для кого?

Для таможенников. Это исключительно документ для таможни, которая должна выполнить поставленные Минфином задачи по наполнению бюджета. С точки зрения предпринимателя я не думаю, что все будет просто, потому что вопрос контрабанды напрямую связан с действиями таможни. Осуществить контрабанду без помощи таможни невозможно.

Кроме этого, на самом деле этот документ в первую очередь должны были оценивать предприниматели. Слушаний как таковых не было. В прошлом году была попытка их провести, потом комитетские слушания, на экспертном уровне были обсуждения, поправки. Сейчас — вето президента. Насколько я понимаю, документ прошел большой путь компромиссов, но не компромиссов с точки зрения предпринимателей, а с позиции того, как дальше будет работать таможня.

Как заявлял в интервью "Делу" ваш коллега Сергей Терехин, д епутаты нарушили процедуру во время принятия Таможенного кодекса: голосовали не за каждую поправку президента отдельно, а за документ в целом, хотя в этом случае его должны были подать на первое чтение. Как вы это оцениваете? Может ли это стать поводом для повторного вето?

Я думаю, что из предыдущего вето были сделаны выводы и второго вето не будет. По крайне мере, если будет второе вето, это будет означать, что Минфин может просто недополучит деньги, которые таможня должна "нарисовать" — около 14 млрд. грн., в том числе НДС с импортеров. А это под угрозу ставит выполнение социальных обязательств и инициатив президента, так что, скорее всего, Таможенный кодекс примут.

Что касается позиции бизнеса, в кодексе есть два наиболее проблемных для бизнеса момента, которые почти не изменяются в Таможенном кодексе. Это вопросы классификации товаров и таможенной стоимости. Что вы думаете по этому поводу?

Вопрос таможенной стоимости связан напрямую с вопросом тех пошлин, которые будут взиматься. Почему-то этот вопрос не регулируется так, как это сделали в Европейском союзе. Потому что в этом случае убираются люфты для работников таможни. А по классификации товара — это всегда возможность манипуляции, прежде всего самой таможней.

Налоговый кодекс хотя и приняли, однако одну за другой вносят в него поправки. Согласны ли вы, что такая судьба может быть и у Таможенного кодекса?

Да, это будет в меньшей степени, но это все равно будет. Потому что в принципе в этом документе есть хоть какая-то концептуальная линия, философия. В Налоговом кодексе, честно говоря, она отсутствует, и это сказывается на рынке труда, на инвестиционных моментах и так далее. Закроются ли границы после введения Таможенного кодекса — нет, не закроются. Станут ли поступать в Украину более качественные товары по доступным ценам — тоже нет. Я в принципе понимаю, какую задачу поставили те, кто писал этот кодекс (авторы законопроекта — депутаты Рады Виталий Хомутынник и Олег Царев — оба от фракции Партии регионов, а также Евгений Царьков, фракция Коммунистической партии. — "Дело"), но нужно думать шире. Этот Таможенный кодекс обречен на внесение изменений, я думаю, что процентов 20 изменится уже в этом году, если он будет принят президентом.

Новый Таможенный кодекс Украины с поправками президента принят Верховной Радой 13 марта 2012 года и до сих пор не подписан гарантом. Если Виктор Янукович подпишет кодекс в апреле, его нормы вступят в силу с 1 июня 2012 года.