Клиенту не нужен скучный банк, ему нужен FUN

Современный пользователь избалован удобством, персонификацией, понятным интерфейсом и простым подходом — ему нужен FUN, даже в банке, считает Владимир Черников, представитель по работе с корпоративными заказчиками финансового сектора, IBM в России и СНГ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Банки всегда ассоциировались с чем-то серьезным, деловым, важным и профессиональным. Действительно, банкиры носят дорогие строгие костюмы, оперируют непонятными терминами и имеют дело с гигантскими суммами денег... Тем сильнее было впечатление от доклада Gartner о будущем банковской индустрии, который я услышал в марте этого года. Помимо пессимистичных тенденций, предупреждающих о снижении прибыли, замедлении роста и наступающих на пятки совсем небанковских игроков, мне запомнилась одна интересная мысль: "Клиенту нужен FUN". Причем, если на экране с презентацией эту мысль представляла только одна строчка, то Эйа Хольмстрем, директор Gartner Consulting в Финляндии, странах Прибалтики и России, уделила этому утверждению особое внимание. С этим трудно не согласиться.

Ни у какого мобильного банковского приложения нет ни единого шанса привлечь больше пользовательского внимания, чем простенькая игрушка, управляемая лишь покачиванием телефона из стороны в сторону. Трудно поспорить с тем, что веселый и настроенный под себя "ВКонтакте" несравнимо сильнее притягивает и манит, чем стандартный и скучный интернет-банк. И аргумент о том, что это принципиально разные системы, больше не работает. Пользователь открывает браузер, где в одной вкладке он обновляет ленту друзей, комментирует фотографии и смеется над анекдотами, а в другой — платит за мобильный телефон. От одного до другого — один клик. И тем сильнее контраст со всеми вытекающими последствиями.

Интернет-банк открывается только тогда, когда нужно им воспользоваться, "ВКонтакте" — открыт всегда, потому что там музыка, видео, друзья и хорошее настроение. Когда не работает социальная сеть, многие думают, что сломался весь интернет.

Вы уже знаете, что будет делать ваш банк, когда "ВКонтакте" начнет принимать вклады? Что вы будете отвечать вашим клиентам, когда они захотят взять микрокредит электронными деньгами в "Одноклассниках"? И смешно это ровно до тех пор, пока не осознаешь, что PayPal — это уже банк с 106 миллионами активных счетов, и доходом в $4,4 млрд за 2011 год. Не стоит недооценивать интернет.

Современный пользователь избалован удобством, персонификацией, понятным интерфейсом и простым подходом. Никто уже не хочет читать инструкции, ждать, когда сайт загрузится, устанавливать какие-то дополнительные модули и уж тем более идти в отделение банка, чтобы подключить смс-уведомление. Каждый требует аутентифицации через социальные сети, а не регистрацию с придумыванием пароля и логина. Каждый желает в два, максимум — три клика найти то, что ему нужно.

Вы, наверное, сейчас думаете с сессиях, вводе пароля с экранной клавиатуры и стойкости алгоритма шифрования? Пускай, но это не проблемы пользователя, это проблемы банка. Пользователю нужны сливки — удобство и простота.

Банкам пора перестать быть догоняющими в бесконечной гонке за продвинутым клиентом. Скоро вчерашний WOW-эффект станет нормой, а его отсутствие может вызвать простое непонимание. Клиент с ограниченными возможностями, приехавший из Европы, просто не поймет, как можно было не построить пандус для инвалидной коляски и не вмонтировать один из банкоматов немного ниже остальных. Слабовидящий посетитель захочет воспользоваться голосовым меню, да не стандартным IVR, а решением, распознающим естественную человеческую речь и узнающим его по "отпечатку голоса". Только вчера он пользовался таким, чтобы разыскать пропавший багаж в американском аэропорту, и действительно не понимает, почему ту же систему не использует банк.
Студент будет недоумевать, зачем ему нужно идти в отделение, брать талончик, ждать в очереди и все это ради того, чтобы подключить услугу интернет-банка — а он ведь уже приходил и ему сказали, что ваш банк — самый продвинутый и технологичный, без лишней бюрократии, такой, какой нужен именно ему.

Возьмите WOW-эффект, добавьте немного FUN'а, не забудьте про удобство и простоту — и клиент будет рассказывать о вашем банке друзьям и знакомым.

Gartner утверждает, что в 2020 году экономическая деятельность более чем на 75% будет находиться вне зоны контроля финансовых компаний. У вас еще есть время, чтобы изменить ситуацию. Вы же знаете, что делать.