Количество рекламы в Киеве уменьшится, а поступления в бюджет будут расти — Биденко

Глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко, который участвовал в местных выборах в Киеве, 1 августа был назначен главой Управления по вопросам рекламы. В интервью Delo.UA он рассказал о том, какой будет реклама в Киеве и как изменятся тарифы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Доходы от рекламы за первое полугодие 2014 года оказались больше на 136,2% по сравнению с планом. Эта тенденция продолжается и по сей день. С чем связан такой рост в непростое время?

Главной причиной является то, что активно заработал контроль над рекламными конструкциями. Сегодня "Киевреклама" и Управление по вопросам рекламы начали работать исключительно в интересах города, в бюджет города сразу же стали поступать доходы от рекламы. Сейчас все исправно платят, а неплательщикам насчитывается пеня, выставляются штрафы — они наказываются.

Каков план доходов от рекламы на этот год?

Годовой план составляет 150 млн грн (в прошлом году Киев заработал на рекламе 120 млн грн); возможно, будет превышение этого плана по всем месяцам. Единственно, что существуют большие долги за 2008-2009 гг., и эти деньги будут уходить на их погашение. Должен сказать, что превышение плана никоим образом не показывает улучшение рекламного рынка — ситуация остается достаточно тяжелой, и мы совместно с операторами наружной рекламы рассматриваем варианты облегчения этого груза.

Вы эксперт рекламного рынка и наверняка знакомы с коррупционными схемами в этой сфере, существовавшими при предыдущей власти. Какая сейчас ситуация с этими схемами?

Действительно, ходят упорные слухи о коррупционных схемах, которые позволяли по упрощенной системе оформлять разрешения, либо позволяли не пропускать какие-либо документы до получения взятки. На сегодняшний день все эти схемы остановлены, работа КП и Управления полностью открыты для общественности, и мы разрабатываем механизмы ограничения возможностей для коррупции. Конечно, пока что это своего рода ручной тормоз: если есть контроль, то ситуация удерживается, если его нет, то нарушения начнутся снова. Поэтому моя задача сегодня — ограничить влияние человеческого фактора в процессе получения разрешений, автоматизировать процессы.

Как планируется решить проблему коррупции "не ручными" методами?

Сейчас мы разрабатываем систему, аналогичную электронному правительству. Но это не будет полноценное электронное правительство, поскольку без аналогичных действий Кабмина и Киевсовета мы этого сделать не сможем. Поэтому мы разрабатываем систему упрощенного получения паспортов на вывески с возможностью подать заявку в интернете. Если она соответствует определенному классификатору, то проходит автоматически, и человек получает такой документ. Если же не соответствует, то она рассматривается в ускоренном режиме достаточно открыто, без дополнительных документов. Я думаю, что уже в сентябре мы представим механику и функционал, и если руководство города ее одобрит, то до конца года она будет работать.

Сколько дополнительного дохода принесла бюджету города остановка коррупционных схем?

Некорректно говорить о цифрах, поскольку мы работаем всего вторую неделю. Мы должны понимать, что есть тысячи незаконных вывесок, которые рекламой не являются, но по которым коррупция наиболее вопиюща. Если же говорить о рекламе (о щитах — Ред.), то незаконных до 700 конструкций, часть из которых может быть легализирована и дать деньги в бюджет. Надо понять, что ключевая задача не так дать бюджету дополнительные несколько миллионов, как уничтожить "воронку", отметающую 90% заявок и пропускающую 10% "особенных заявителей". Должны быть четкие и понятные критерии, тогда это автоматически повлияет на инвестиционный климат города и даст толчок развитию малого и среднего бизнеса. Мы не можем сегодня увеличить размер воронки — физически не хватает людей, поэтому заявителям все равно приходится ждать. Изменить нужно систему в целом, и над этим как раз работаем.

Сколько в среднем чистой прибыли может приносить одна незаконная конструкция (из тех вышеуказанных 700)? И сколько средств может поступить в бюджет столицы, если эти конструкции легализировать?

Незаконные конструкции — очень разные. Некоторые не приносят прибыли вообще, это вывески. А некоторые приносят десятки тысяч гривень их владельцу. Далеко не все из них можно легализировать, поэтому сложно посчитать, что получил бы город. Условно, несколько миллионов гривень в год.

Вы говорили, что количество рекламы в Киеве уменьшится. Не потянет ли это за собой уменьшение доходов от рекламы?

Мы надеемся, что доход не уменьшится, поскольку процесс будет не в виде быстрой шоковой терапии, а постепенным. Существует четкий экономический механизм: чем меньше предложение, тем выше цена. Поэтому если количество рекламы будет постепенно снижаться, (а это будет проходить не за неделю, а примерно на протяжении полугода-года), то за это время цена соответственно будет расти. Ведь рекламодатели никуда не денутся. Со временем мы выйдем на ситуацию, когда повышение тарифов будет привязано к инфляционным процессам и экономической ситуации в стране, а не расти беспричинно. Если количество рекламы будет уменьшаться, а цена ее возрастет, и это будет позитивная динамика в целом по стране, то и бюджет будет пополняться минимум в тех же размерах.

Планируется ли создание новой философии рекламы для всего города?

Такая философия существует и ее придумывать не нужно, по ней живут европейские города — реклама должна вписываться в урбанистический ландшафт. Как только реклама "выпадает" и становится элементом раздражения, она не должна находиться в городе. Сегодняшняя столичная реклама часто нас раздражает и в ландшафт не вписывается. Поэтому главная философия — преобразить конструкции таким образом, чтобы они вписывались в существующие архитектурные ансамбли и исторические зоны. На основе этой логики нужно разрабатывать паспорта улиц, зоны, новые классификаторы. Конечно же, мы не сделаем все конструкции одинаковыми, поскольку это невозможно, но нужно создать гармонию в размещении, причем совместно с окружающими МАФами, деревьями, клумбами, скамейками и т.д. Именно это мы и будем делать.

Какие первоочередные вопросы решает сейчас ваше Управление по вопросам рекламы?

Пока что идет инвентаризация имеющихся конструкций и демонтаж незаконных. Например, за прошлую неделю мы подписали 93 решения о демонтаже конструкций наружной рекламы и вывесок. Сейчас идет постоянная ежедневная работа совместно со специалистами архитектуры, разработка нескольких ключевых направлений по общественным пространствам — проекты улиц и магистралей. Также идет формирование видения целостных изменений в концепции наружной рекламы и порядка размещения наружной рекламы — это мы делаем совместно с депутатскими комиссиями. Я думаю, в сентябре будут представлены конкретные шаги.

Что будет с социальной рекламой столицы?

Социальной рекламы сейчас формально очень много, но фактически мы ее не видим. Часто идут нарушения со стороны операторов: реклама якобы есть, но на самом деле висит коммерческая. Тут необходимо навести порядок, и моя идея — в том, чтобы создать при депутатской комиссии либо при Департаменте общественной коммуникации консультационную группу, которая раз в месяц будет определять направления и темы для социальной рекламы в зависимости от поданных заявок, и уже в рамках этих тем распределять квоты. То есть, если у нас сегодня идет война и стоит задача развивать патриотические настроения, то абсурдно массово размещать рекламу с призывом радоваться солнцу. Если есть глобальный тренд, то в рамках него необходимо работать. Общественные и благотворительные организации, в свою очередь, могут размещать ту рекламу, которая им нужна, но эти заявки нужно рассматривать на этой экспертной комиссии.

Когда появится реклама на мониторах в вагонах метро?

Проблема в том, что компания, которая владеет мониторами в метро, имеет большую задолженность перед городом — около 1,2 млн грн. Эта компания обратилась с просьбой реструктуризировать долг, она намерена платить по существующим тарифам и обязуется размещать как городскую, так и социальную информацию. Это решение сейчас на рассмотрении, и я думаю, оно будет позитивно рассмотрено.