Магазины все чаще не рассчитываются с поставщиками

Интервью с Дмитрием Шолудько, председателем правления Одесского коньячного завода
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

с Дмитрием Шолудько, председателем правления Одесского коньячного завода .

Ощущаете ли вы влияние экономического кризиса? Есть ли у компании проблемы с невозвратами со стороны торговых сетей?

Говорить о существенном снижении спроса на коньяки не приходится. В первую очередь это связано с предновогодним периодом. В зимний период ежегодно наблюдается рост продаж.

Однако, что касается вопросов оплаты, - тут мы уже ощущаем влияние кризиса. Существуют проблемы с расчетами со стороны ритейла, а также сегмента КаБаРе (кафе, бары, рестораны). С этим сейчас столкнулись все производители. Причем сети достаточно часто используют ситуацию и сознательно задерживают выплаты. Раньше торговые сети перекрывали нехватку средств за счет банковских кредитов. Поскольку сейчас доступ к кредитным средствам ограничен, сети начали использовать деньги, предназначенные для расчета с производителями и поставщиками. Выходит, что для ритейлеров это своего рода беспроцентные кредиты на период от 2 до 3 месяцев.

Как вы решаете этот вопрос?

В нашем случае мы можем себе позволить ставить условия сетям: либо они с нами рассчитываются, либо мы прекращаем осуществлять поставки своей продукции в магазины. Мы сотрудничаем с крупнейшим дистрибьютором – ТД «Мегаполис», что дает большие преимущества в работе с ритейлом. К тому же в портфель ТД «Мегаполис» входят только лучшие бренды алкогольного рынка Украины. Гораздо сложнее в этом отношении нашим конкурентам-ботлерам (разливают алкогольную продукцию из закупленного у других производителей сырья. – «ДЕЛО»). Их торговые марки еще не настолько сильны, чтобы ставить условия рознице.
 
Намерены ли вы оптимизировать свои расходы?

В начале 2008 года мы провели оптимизацию производства в связи с вхождением в холдинг Global Spirits AMG-77 (в состав входят ликероводочный завод «Хортиця», Одесский коньячный завод, ДП «Крымский Винный Дом» и ТД «Мегаполис». – «ДЕЛО»), что позволило нам в сегодняшних условиях избежать сокращения людей. Мы понимаем, что если сейчас потеряем покупателя, то вернуть его будет очень сложно, поэтому экономить на производстве не намерены. Даже в условиях кризиса мы продолжаем курить (производить. – «ДЕЛО») спирты, хотя в принципе могли бы покупать более дешевое сырье.

Повысили ли вы цены на продукцию в результате кризиса?

Единственная позиция, на которую мы повысили цены, – это коньяк «Одесский». Его цену необходимо было привести в соответствие с минимальными ценами, установленными правительством. Если в начале осени он стоил примерно 23 гривни (за 0,5 литра. – «ДЕЛО»), то сейчас - 25 гривен. У этого продукта низкая себестоимость благодаря минимальным расходам на оформление и раскрутку.

Оцените ситуацию, в которой оказались импортеры коньячной продукции.

После вступления в ВТО наметилась тенденция снижения цен на импортные коньяки. Тем не менее на значительное их понижение компании не пошли, поскольку не торопились отказываться от большей прибыли. Когда курс доллара начал расти, импортеры стали повышать цены на свою продукцию. Это подорожание пока не очень ощущается: большая часть компаний распродает продукцию, которая была завезена в Украину еще по старому курсу. Если же курс доллара будет продолжать расти, то избежать серьезного поднятия цен импортеры не смогут.

Возможен ли вариант, что компании-импортеры откажутся от ввоза дорогой продукции в пользу более дешевой?

Такой вариант возможен. Нельзя с уверенностью сказать, когда закончится этот кризис, но однозначно последствия его будут ощутимы как минимум год. Наверное, они (импортеры. – «ДЕЛО») будут переходить на более экономные направления. Возможно, будут пробовать получать кредиты в валюте, чтобы минимизировать негативные последствия роста курса. Однако в нынешних условиях у отечественных производителей позиции сильнее.

Как вы считаете, не приведет ли кризис к переориентации украинцев с коньяка на более дешевые алкогольные напитки, в частности на водку?

Такое возможно. Также есть большая вероятность того, что украинцы начнут больше пить дешевого фальсифицированного коньяка. Уже сейчас, по данным СОВАТ, примерно каждая 50-я бутылка в рознице – фальсификат. Если с нового года будет повышен акциз на алкогольную продукцию, то вырастут и продажи фальсификата.

А как фальсификат может попадать на полки магазинов?

Сейчас в Украине лицензию на производство коньяков имеют порядка 28 компаний. Предприятий, которые имеют полный цикл производства коньяка (выкуривание спирта, выдерживание в бочках), – всего 4. Делайте выводы сами.

А чем же занимаются остальные 24 компании?

Они завозят сырье из-за границы и в Украине лишь разливают коньяк. Такие компании называются ботлерами. В нынешних условиях они также будут подымать цены на свою продукцию, ведь сырье они покупают за границей за валюту, соответственно цена даже на разлитый в Украине коньяк будет расти.
 
Расскажите о вашей маркетинговой стратегии на следующий год.

Маркетинговый бюджет на следующий год сейчас находится на стадии согласования. Расходная его часть рассчитывается исходя из объема продаж. Поскольку мы планируем в следующем году увеличить продажи на 15-20%, то на этот же показатель мы планируем увеличить расходы на продвижение продукции. Причем с начала следующего года правила размещения рекламы алкоголя на телевидении и в печатных СМИ ужесточаются. Поэтому мы ориентируемся и на другие виды продвижения, в частности в торговых сетях.

Как обстоят дела с экспортом?

Мы сегодня экспортируем коньяк в 4 страны: Россию, Беларусь, Италию и Израиль. Пока изменений не почувствовали. Возможно, из-за того, что наша доля на внешних рынках небольшая. В следующем году мы будем делать упор на развитие российского рынка, ведь пока мы представлены здесь незначительно. В этом году поставим всего 43 тысячи декалитров. У этого рынка есть свои особенности. В частности, мы не можем продвигать в России коньяки ТМ «Шустов», поскольку здесь уже существует свой производитель под аналогичной торговой маркой. Также в России достаточно сложная система дистрибуции, которая разнится в зависимости от региона.