Magic Ukraine или Как Украине не остаться на обочине мирового туризма

На месте Виктора Федоровича я бы срочно ввел в правительстве должность вице-премьера по вопросам развития туризма, а на месте Верховной Рады — перекроил бы бюджет, чтобы обеспечить туристического вице-премьера мощным финансовым ресурсом

Туризм — одна из очень немногих отраслей, где позиции Украины в глобальных рейтингах не падают, а заметно возрастают. Так, согласно последнему исследованию The Travel & Tourism Competitiveness Report, который каждые два года готовит Всемирный экономический форум, Украина поднялась с 85-го на 76-е место. Согласно исследованиям американских экспертов BrandFinance "Топ-100 национальных брендов-2012", капитализация бренда "Украина" в 2012 году выросла на 70% (с $73 до $124 млрд.). Киев в 2012 году занял первое место среди городов Европы в категории "развивающиеся дестинации" рейтинга TripAdvisor.

В чем загадка? Достаточно наложить карту рейтинга коррупции на карту наиболее популярных туристических стран, чтобы убедиться, что в силу объективных причин туризм, в отличие от многих других отраслей экономики, может активно развиваться в высококоррумпированых государствах. Подтверждением тому являются Китай, Турция, Мексика, Италия, Малайзия, входящие в десятку наиболее посещаемых иностранцами стран мира, а также Египет, Таиланд и Индия.

Последняя хорошая новость — по оценкам бизнес-школы Кельна, украинский стенд попал в топ-5 европейских стендов на туристической ярмарке ITB, которая завершилась в Берлине на прошлой неделе. Казалось бы, актуально раздавать ордена руководителям туристической отрасли страны. Но...

Все участники ITB -2013, с которыми мне удалось пообщаться, в один голос утверждают, что почивать на лаврах, мягко говоря, преждевременно. Украинский стенд так и не ответил на главный вопрос, почему иностранцу стоит ехать не в Испанию, Грецию, Китай или Индию, а именно в Украину?

Более того, создавалось впечатление, что кроме названия и единого пестро-эклектичного стиля, украинского стенда как такового не было. Вместо этого в Берлин поехала никак тематически не связанная группа произвольно отобранных городов и регионов Украины, представители которых иногда знакомились между собой уже в немецкой столице. Это было видно невооруженным глазом. Например, когда лучане угощали посетителей выставки медовухой, справедливо убеждая последних, что это и есть эксклюзивно-аутентичный украинский продукт, киевляне предлагали тем же посетителям водку с салом и тем самым невольно усиливали подозрение немцев, что украинцы — это разновидность россиян, которые называют водку горилкой.

Создавалось впечатление, что Украины как туристического направления вообще не существует — есть лишь отдельные, ничем между собой не связанные Киев, Донецк, Харьков, Одесса, Львов, Луцк, Черкассы, Крым и Подольско-Буковинский кластер. Все эти пазлы украинской туристической мозаики связывала центральная сцена, специально предназначена для выступления чиновников от туризма, о которых нельзя не сказать несколько отдельных слов.

Официальное открытие украинского стенда вызвало у меня ностальгические воспоминания о комсомольском собрании времен моей юности. Вместо того, чтобы привлекать туристов чудесами природы, уникальностью памятников архитектуры и гостеприимством жителей нашей страны, чиновники отчитывались о росте турпотоков, строящихся аэропортах и вокзалах. Слава немецким спонсорам, в этом году был немецкий перевод.

К слову, представители делегаций городов и регионов Украины поехали в Берлин представлять родину, не владея ни английским, ни немецким языками, и неудивительно, что им было довольно скучно целые дни проводить на стенде, не понимая, чего от них хотят навязчивые иностранцы.

Если подводить итоги, то напрашивается несколько парадоксальных выводов.

Во-первых, Украина имеет на самом деле фантастический туристический потенциал, который сейчас используется в лучшем случае на треть.

Во-вторых, в Украине есть десятки городов и регионов, которые понимают важность развития туризма как одного из локомотивов местной экономики и прилагают немало усилий для выхода на туристические рынки.

В-третьих, в Украине пока нет ни целостной государственной политики в сфере туризма, ни понимания роли государства, которую она может и должна играть для экспансии страны на глобальный туристический рынок. Более того, после завершения Евро-2012 центральное правительство вообще не имеет никакой концепции представления Украины на туристическом рынке.

И последнее. С точки зрения применения современных онлайн-технологий, продвижение туристических дестинаций — без которых невозможно мечтать о прорыве на глобальные туристические рынки — Украина находится в каменном веке. Достаточно посетить официальный сайт Гостуризмкурортов и сравнить его, например, с VisitBritan или Germany.Travel. В некоторых городах и регионах дела с онлайновым представительством гораздо лучше (Львов или Луцк), но фактически невозможно убедить американца, японца или китайца прилететь посмотреть Львов, Одессу или Каменец, когда у него нет стимулов посетить Украину как таковую.

Если украинская власть не начнет кардинально менять что-то к лучшему, боюсь Magic Ukraine так и останется на обочине мировых туристических потоков, потому что чудеса случаются только там, где над ними долго, упорно и усердно работают.